«Волейбол» Задача о расстановке игроков на площадке Автор: Андрианов Дмитрий ученик 5А класса, МОУ «Гимназия 6», г. Новочебоксарск
Задача: Я занимаюсь в школьной спортивной секции по волейболу. Тренер нашей команды решил изменить расположение игроков. - Следующую встречу будем начинать по – другому, - сказал он после очередного проигрыша. - Володя – на четвертый номер, Сергей на подачу… - А если опять проиграем? – спросил я. - Тогда опять переставлю, - ответил тренер. – Пока не перепробуем все варианты постановки. Я с помощью комбинаторики захотел подсчитать, сколькими способами можно расставить шесть волейболистов на шести различных местах? И сколько потребуется времени для этого, если, например, каждый месяц пробовать десять различных способов?
Цель: Исследовать возможности тренера при составлении плана расстановки игроков на игру.
Задачи: 1. Выбрать правильный порядок перебора; 2. Найти количество способов расстановки игроков на площадке; 3. Найти сколько времени потребуется на проверку всех способов.
Решение: Шифр. Игроки: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Место на площадке: I,II,III,IV,V,VI. I / / \ \ \ аналогично первому II / / \ \ III / \ \ IV / \ V 5 6 | VI 6 Число возможных перестановок 6!=6х5х4х3х2х1=720 III IV II VI
Мое исследование: Сколько потребуется времени тренеру, если каждый месяц пробовать десять различных вариантов? 720:10=72 месяца или 6 лет
Выводы: 1. Мне, при таком переборе возможных расстановок, пришлось бы учиться в школе ещё шесть лет без каникул. 2. Знание комбинаторики помогает сделать более реальные выводы по заданной задаче и ставить выполнимые цели.