Организация учебно- исследовательской деятельности школьников по экологии учителями предметов естественно-географического цикла Форма проведения: открытый проблемный семинар
Цель: повысить компетентность учителей предметов естественно- географического цикла в организации учебно- исследовательской деятельности деятельности школьников, о формах и приемах ее организации в условиях ФГОС Задачи: Актуализировать опыт работы педагогов по проблемной теме методического объединения: «Формирование экологической культуры обучающихся в процессе их личностного развития». Определить перспективы дальнейшей деятельности в области внедрения учебного исследования в процесс экологического воспитания школьников. Анализировать эффективность опыта работы учителей МО по решению заявленных проблем и обменяться опытом с членами других МО по теме заседания.
Проблемные вопросы 1. Считаете ли вы учебно- исследовательскую деятельность оптимальным средством повышения уровня современного школьного образования? 2. В чем вы видите эффективность учебно-исследовательской деятельности как приема личностного развития и социальной активности школьников?
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в исследовательский процесс… личности в исследовательский процесс… Мышление – есть искание и открытие принципиально, Мышление – есть искание и открытие принципиально, существенно нового…» существенно нового…» (Рубиншнейн С.Л.). (Рубиншнейн С.Л.).
Из стандартов нового поколения В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности. В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта у выпускников будут заложены: Потребность вникать в суть изучаемых проблем ставить вопросы, затрагивающие основы знаний; личный и социальный жизненный опыт; Основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; Основы ценных суждений и оценок; Уважение к величию человеческого разума;
Экоград 1.Пресс-центр «Эковесточка»: Выпуск школьных газет, бюллетеней; Сотрудничество с районной газетой «Междуречье» 2. Научно- исследовательская лаборатория «Экоглаз» Организация научно- исследовательской деятельности учащихся 3. Научно- практический отдел: Участие в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках, фестивалях и т. д. 4. Изостудия «Палитра»: Развитие творческих способностей учащихся; Организация конкурсов и выставок творческих работ. 5. Компьютерный клуб «Экомонитор» Получение информации, обработок результатов экологических исследований, создание видеоматериалов. 6.Лекторско-пропагандистский отдел «Школа выживания»: Подготовка материала к мероприятиям и их проведение; Экскурсионно-туристическая работа, подготовка лекторов, экскурсоводов. 7. Театр экологических миниатюр: Создание экологических сказок, миниатюр и их постановка. 8. Клуб «Росток» Совместная экологическая деятельность учителей и учащихся 1 – 4 классов.
ЭКОГРАД ЭКОГРАД Девиз: Если не мы, так кто же делу природы поможет? Эмблема:
Каждый житель Экограда- настоящий эколог. Он знает законы природы и старается все сделать для того, чтобы сохранить здоровье природы и человека Охранять, любить, ценить, Охранять, любить, ценить, Всей природой дорожить Всей природой дорожить Призываем вас, друзья! Призываем вас, друзья! Будем вместе ТЫ И Я! Будем вместе ТЫ И Я!
Этапы учебно-исследовательской деятельности постановка (формулирование) проблемы; анализ и обработка результатов; публичная защита; формулирование гипотезы; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); планирование и разработка учебных действий; постановка цели; проведение исследования; подготовка, написание работы;
Технологии, поддерживающие проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Проблемного обучения Учебно-иследовательной деятельности Интегрированного обучения Критического мышления Триз Витагенного обучения
База данных учебно-исследовательских работ по экологии. 1. Качественный и количественный анализ почвы и снега на содержание солей тяжёлых металлов (Григорчук Н.; Егорова А.; Короткова А год) 2. Химический микробиологический анализ молока торговых точек и детских учреждений р.п. Городище (Беляйцева; Е. Голубева А.; Кочегарова К.; Толстенко Д.; Рустамова Ф год) 3. Интегральная оценка экологического качества воды реки Мечётка и причины её исчезновения.(Вырелкин А.; Маркарян Г.; Михайлов А.; Стороженко Я год) 4. Мониторинг экологического качества воды реки Мечётка. (Бабаева С.; Маркарян Г год)
Достижения учащихся в научно- исследовательской деятельности Приняли участие: во всероссийском конкурсе водных проектов с работой на тему «Вода живая и мертвая» (Букия М., Хрхрян Н. 9 «г» класс, учитель Кутыркина Л.П. во всероссийском конкурсе водных проектов с работой на тему «Вода живая и мертвая» (Букия М., Хрхрян Н. 9 «г» класс, учитель Кутыркина Л.П. Сморжевская Анастасия на открытой научно - ппрактической конференции при ВМА заняла 1 место с работой «Влияние грудного вскармливания на физическое и нервно – психическое развитие ребенка». (Секач С.Н.) Сморжевская Анастасия на открытой научно - ппрактической конференции при ВМА заняла 1 место с работой «Влияние грудного вскармливания на физическое и нервно – психическое развитие ребенка». (Секач С.Н.) курсе экологических агитбригад « Мы в ответе за все на планете» (II место). на районном смотре-курсе экологических агитбригад « Мы в ответе за все на планете» (II место). в районной пресс-конференции «Вода вокруг нас» (дипломы I, II и III степени) в районной пресс-конференции «Вода вокруг нас» (дипломы I, II и III степени)
в областном конкурсе социальных проектов «Свой мир мы строим сами» учащиеся 10 «б» класса с работой «Здоровье и иммунная система человека». в областном конкурсе социальных проектов «Свой мир мы строим сами» учащиеся 10 «б» класса с работой «Здоровье и иммунная система человека». в районном конкурсе учебных проектов эта работа заняла третье место. в районном конкурсе учебных проектов эта работа заняла третье место.