«ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА XIX ВЕКА»
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА XIX ВЕКА 1.В.Ф.ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 2.М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «АШИК-КЕРИБ» 3. В.М.ГАРШИН «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА», «СКАЗКА О ЖАБЕ» 4.А.С.ПУШКИН «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ» 5.В.А.ЖУКОВСКИЙ «СКАЗКА О ЦАРЕ БЕРЕНДЕЕ…» 6.С.Т.АКСАКОВ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Ты их прочитал?
Очень жаль … И д и читай !
ЦЕЛИ УРОКА 1) УЧИТЬСЯ СРАВНИВАТЬ,ОБОБЩАТЬ,ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ; 2)РАЗВИВАТЬ ФАНТАЗИЮ,ВООБРАЖЕНИЕ,УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПОЛНЫЙ,СВЯЗНЫЙ ОТВЕТ; 3)УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ КОЛЛЕКТИВНО,В ГРУППАХ;
1 группа – В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» 2 группа – М.Ю.Лермонтов «Ашик- Кериб» 3 группа –А.С.Пушкин «Сказка о Золотом петушке» 4 группа – В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…» 5 группа В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница», «Сказка о Жабе и Розе»
ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА ! Я рада вас видеть. Чтобы попасть в эту удивительную страну, надо назвать сказку, которая заканчивается словами : «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК ! ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК !»
Я думала,что всё знаю и умею, но об этих сказках не слышала никогда. Пусть каждая группа представит свою сказку так, чтобы все остальные догадались с какой сказкой они встретились. дальше
1 группа – В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» 2 группа – М.Ю.Лермонтов «Ашик- Кериб» 3 группа –А.С.Пушкин «Сказка о Золотом петушке» 4 группа – В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…» 5 группа В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница», «Сказка о Жабе и Розе»1 группа – В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» 2 группа – М.Ю.Лермонтов «Ашик- Кериб» 3 группа –А.С.Пушкин «Сказка о Золотом петушке» 4 группа – В.А.Жуковский «Сказка о царе Берендее…» 5 группа В.М.Гаршин «Лягушка- путешественница», «Сказка о Жабе и Розе»
Владимир Федорович Одоевский План работы : План работы : 1. Подготовьте короткую характеристику сказки: - кто автор (немного о нем); - правильное название; - какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?). 2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям.
Михаил Юрьевич Лермонтов План работы : 1. Подготовьте короткую характеристику сказки: - кто автор (немного о нем); - правильное название; - какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?). 2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям.
Василий Андреевич Жуковский План работы : 1. Подготовьте короткую характеристику сказки: - кто автор (немного о нем); - правильное название; - какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?). 2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям.
Александр Сергеевич Пушкин План работы : 1. Подготовьте короткую характеристику сказки: - кто автор (немного о нем); - правильное название; - какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?). 2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям.
Всеволод Михайлович Гаршин План работы : 1. Подготовьте короткую характеристику сказки: - кто автор (немного о нем); - правильное название; - какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?). 2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям.
О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки….. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски….. Тихонько скрипит половица, По комнате ходят С К А З К И.
Вы,наверное, устали ? Ну,тогда все дружно встали ! Ножками потопали, Ручками похлопали, Вправо ниже наклоняйся, Влево тоже наклоняйся, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работу начинаем.
ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛУШАЕТ 1. Внимательно выслушайте ответ товарища. 2. Оцените: 1) полноту ответа; 2) последовательность (логику); 4) использование примеров изложения; 3) наглядность; 5) наличие вывода. 3. Исправьте ошибки, дополните ответы. 4. Дайте обоснованную оценку.
ТАЙНУ СКАЗКИ СПАСИБО вам, дорогие мои ребята. Сколько я сегодня узнала нового и интересного! Порадовали вы меня и за это я расскажу вам одну тайну ДАЛЬШЕ
В знакомой с детства сказке «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» любовь творит чудеса, помогая красавице расколдовать чудовище, превратить его в принца. О загадочных превращениях, которые пережила сама сказка, вы и узнаете на сегодняшнем уроке.
Сергей Тимофеевич Аксаков Сказку Аленький цветочек записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков ( ). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести Детские годы Багрова-внука:
Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: В неким царстве, в неким государстве... Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об Аленьком цветочке. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я Царь-девицу, Иванушку-дурачка, Жар-птицу и Змея Горыныча.
В последние годы жизни, работая над книгой Детские годы Багрова-внука, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку Аленький цветочек и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.
КЛЮЧНИЦА ПЕЛАГЕЯ
Укоренилось мнение, что литературные сказки о Красавице и Чудовище, в том числе и "Аленький цветочек" имеют один первоисточник: новеллу "Амур и Психея" из романа "Золотой осел" Апулея (II век нашей эры).
ЛЮБОПЫТСТВО ПСИХЕИ Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел девушку, он не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо.
Коварные и завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи ночника рассмотреть своего возлюбленного.
Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура.
В сказке "Амур и Психея" завистливые сестры уверяли красавицу, что ее возлюбленный - подлинное чудовище. Описали они и его внешний облик: В сказке "Амур и Психея" завистливые сестры уверяли красавицу, что ее возлюбленный - подлинное чудовище. Описали они и его внешний облик:
« Мы наверняка узнали и не можем скрыть от тебя, разделяя скорбь и горе твое, что тайным образом спит с тобою по ночам огромное чудовище, шея у которого переполнена вместо крови губительным ядом и пасть разверзнута как бездна.»
С. Т. Аксаков в сказке "Аленький цветочек" чудище буквально конструирует из фрагментов тел различных животных и птиц: - Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках ногти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжье, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. По всей вероятности, писатель сам его сочинил в чисто русском вкусе. Сам и название ему придумал:зверь лесной, чудо морское
Как это не парадоксально, после аксаковского чудища фантазия отечественных сказочников на тему монстра-любовника иссякла. Между тем, зарубежная культура нашла здесь поистине золотое дно. Только за последние годы благодаря литературе и кинематографу значительно пополнились ряды всенародно любимых обаятельных монстров. Среди них можно назвать Бэтмена, Терминатора, Кинг-Конга и Шрека. Причем, обаяние Шрека было столь велико, что ради него изменила свой внешний облик прекрасная принцесса Феона, превратившись в толстую троллиху - при этом была бесконечно счастлива и довольна своей судьбой.
ДЕТСКИЕ РИСУНКИ по мотивам сказки С. Т. Аксакова "Аленький цветочек"
АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК Мультипликационный фильм. Режиссер Л. Атаманов. 1952
А у меня есть подарок. Я приготовила для настоящих знатоков литературных сказок XIX века веселые задания. Хотите поиграть ? НЕТ ДА
РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД КРОССВОРД
Как кого зовут. СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ АКСАКОВ ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ
ДО СВИДАНИЯ! ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ!
Домашнее задание ТЕМА: «МИР ДЕТСТВА НА СТРАНИЦАХ КНИГ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ» 1. Д.МАМИН-СИБИРЯК «ЕМЕЛЯ-ОХОТНИК» 2.А.КУПРИН «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ» 3.Д.ГРИГОРОВИЧ «ГУТТАПЕРЧИВЫЙ МАЛЬЧИК» 4.А.П.ЧЕХОВ «ДЕТВОРА», «КАШТАНКА», «МАЛЬЧИКИ» 5.Л.АНДРЕЕВ «ПЕТЬКА НА ДАЧЕ»