Это была красота новой поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преобразующей мир средствами искусства
1. Показать, что искусство России на рубеже веков было тесно связано с жизнью и отчасти повлияло на нее 2. Выяснить взаимовлияние различных видов искусств 3. Понять, почему искусство начала XX века отличалось таким разнообразием течений и направлений
1. Анализ 2. Синтез 3. Описание 4. Сравнение
I этап – подготовительный: выбор темы и определение творческого названия работы определение целей подбор литературы по теме II этап – поисково-исследовательский: сбор, изучение и систематизация материалов подбор иллюстраций и создание фонотеки проведение исследования III этап – оформительский: Подготовка к публичной защите IV этап – заключительный: защита проекта подведение итогов
Течение, направление – понятие, которое объединяет группу писателей, связанных общностью идейно-эстетических позиций. Модернизм – общее значение направлений искусства и литературы конца XIX – начала XX века, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующаяся разрывом с традициями реализма. Декаданс – кризисное явление буржуазной культуры конца XIX – начала XX века, отмеченные настроениями безнадежности, неприятия жизни. Символизм – художественное выражение интуитивно постигаемых сущностей и идей посредством символа. Туманные намеки на неясный самим авторам смысл или желание определить словами сущность мироздания, космоса. Акмеизм – модернистское течение, декларировавшее конкретно- чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Футуризм – авангардистское направление в искусстве годов XX века. Реализм – утвердился в русской литературе в начале XIX в. Основные принципы: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов в типичных обстоятельствах; их социальная и историческая обусловленность; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество»; формирование характеров героев под влиянием среды.
Образное выражение «Серебряный век», ставшее почти терминологическим определением эпохи рубежа веков, впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в русской поэзии. Имелся в виду второй после «золотого» пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия «Серебряный век» значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре. В искусстве Серебряного века существовало три основных направления, три равноправных луча: символизм, акмеизм и футуризм.
Поэты Художники Символизм зародился в недрах вечно идущего реализма как течение, призывающее сделать акцент на индивидуальном и духовном в противовес общественному и материальному, даже физиологичному, преобладавшему тогда в реализме. Впервые появившись в России в стихах и статьях Мережковского, он вполне расцвел в начале наступившего века в зрелом творчестве «старших символистов» и в горячих порывах «младосимволистов». Символизм и по протяженности развития во времени, и по динамике и напряженности этого развития, и по количеству ярких имен достоин именоваться по направление в искусстве.
Поэты В 1912 году было провозглашено новое направление в литературе – акмеизм. Акмеисты призывали перенести центр внимания из мира невидимого в мир видимый, соединить изображение внутреннего мира человека с «мудрой физиологичностью». Акмеисты пытались компенсировать тот недостаток, который стал явственным к концу двадцатилетнего периода развития символизма. Это направление было бы точнее назвать литературной школой: Н.Гумилев очень хотел видеть в работе акмеистов «студию», «школу», во главу угла ставил профессиональную выучку. Отсюда название – «Цех поэтов».
Поэты Художники Футуризм – это бунт маргиналов(деклассированных элементов) против всего на свете, энергия разрушения и демонстративный разрыв с традицией. Всплеск футуризма – годы. Футуризм трудно даже назвать направлением, так как понятие направления подразумевает устремленность, движение во времени, а его-то у футуризма не было.
Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен свидетельствуют о направленном поиске путей в искусстве Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую силу творчества Острая эстетическая борьба шла между реализмом и модернизмом, хотя глубинное единство было в стремлении к гармонии и красоте
1. Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий классы. – ГУ РЦ ЭМТО, 2003, ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2003 Шедевры мировой живописи. «Кирилл и Мефодий», 1997, Энциклопедия классической музыки. – Интерактивный мир. «Коминфо»,2002. В.А.Чалмаев, С.А,Зинин «Русская литература XX века» - М., Русское слово, 2007 В.В.Агеносов «Русская литература XX века» - М.: Дрофа, 1999.