«Начать с себя» по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Цели урока: 1. Личностные цели: – формирование способности к самообучению, саморазвитию; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; – формирование уважительного отношения к иному мнению, толерантности; – развитие мышления, памяти, внимания, фонематического слуха; – развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи. 2. Метапредметные цели: – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации; – освоение способов решения проблем поискового характера; – активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; – формирование умения использования различных способов поиска информации, готовить своё выступление; – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений; – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; – определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; – умение работать в информационной среде. 3. Предметные цели: - показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова; Платонова; -развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; - помочь учащимся выявить нравственную основу логическое мышление, монологическую речь учащихся; - помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к платоновских героев, вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»; герою рассказа «Юшка»; – овладение учебными действиями с языковыми средствами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. - воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки, любовь и уважение к человеку. любовь и уважение к человеку.
А.П.Платонов (Климентов)
Побеждай зло добром. Библия
Юшка и дети Дети …переставали играть, бежали, кричали… …поднимали ветки и бросали… …снова окликали, бросали, трогали и толкали… …опять толкали и кидали комья земли… …сильнее толкали, …кричали вокруг Юшки… …делали слишком больно… …не слышали и не понимали его Радовались Юшка …ничего не отвечал и не обижался… …шёл тихо и не закрывал лицо… …шёл и молчал… …не пугал и не гнался за ними …не трогал и не отвечал им… …говорил… Радовался
Юшка и взрослые …обижали его… …их сердце наполнялось лютой яростью… …и тут же били его… …приходили в ожесточение и били его ещё больше… …и в этом зле забывали на время своё горе… ….Юшка останавливался, слушал и молчал… …потом долго лежал в пыли на дороге… …очнувшись, он вставал… …люди меня без понятия любят, сердце у них бывает слепое…
А теперь заглянем в словарь… В словаре С.И.Ожегова представлены два значения слова терзать: 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.
Мотив странствия -В поисках истины; -В поисках душевного покоя, душевной гармонии, которые рождаются от общения с природой (мотив одухотворенной природы)
Юшка и прохожий «Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним: -Что ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя… Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь» Некоторым людям недоступны такие элементарные чувства, как сострадание, доброта
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека. Добро – все положительное, хорошее, полезное. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.
Тайна имени У Платонова юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. У Платонова юшка- это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.
Тайна имени Ефим - благочестивый, благожелательный, священный. Ефим - благочестивый, благожелательный, священный. Дмитрий - восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра. Дмитрий - восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
Поделимся впечатлениями: «Свободное письмо»: поразмышляйте… 1. Что нужно делать, чтобы добра в мире было больше? 2. Какие чувства вызывает у вас рассказ А. Платонова «Юшка»?
Домашнее задание: 1. Прочитать рассказ А.Платонова «Неизвестный цветок» 2. Индивидуальное задание по группам: 1 группа – написать сочинение – рассуждение на тему «По нравственным законам жить…» (Как я понимаю смысл этих слов); 2 группа – написать сочинение – миниатюру «Что я хотел сказать о Юшке на уроке, но постеснялся»; 3 группа – составить синквейн к рассказу А.Платонова «Юшка»; 4 группа – ответить на вопросы теста по рассказу А.Платонова «Юшка».