Мёртвые души
«Блажен незлобивый поэт…» Н.Некрасов
Дополнительный материал для подготовки к урокам литературы в 9 классе по творчеству Н.В.Гоголя часть I
Воспоминания о Н.В.Гоголе «К таланту Гоголя никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели". В.Г.Белинский «Он писал не то, что могло бы более нравиться, и даже не то, что было легче для его таланта, а добивался писать то, что считал полезнейшим для своего отечества". Н.А.Некрасов
«Петербургские повести»
Викторина по произведениям Н. В. Гоголя, изученным ранее - Где и когда родился Н.В. Гоголь? (На Украине, 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии). - Какое образование получил Н.В. Гоголь? - Какое образование получил Н.В. Гоголь? (С 1818 по 1820 годы учился в городе Нежине, в Гимназиивысших наук князя А.А. Безбородько). - Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н.В. Гоголь? - Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н.В. Гоголь? («Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы».) - Какую женскую роль сыграл играл Н.В. Гоголь в ученическом спектакле? - Какую женскую роль сыграл играл Н.В. Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
Сочинение – миниатюра: «Над чем смеётся Гоголь в своей комедии «Ревизор»? Н.В. Гоголь заставил современников смеяться над тем, к чему они привыкли, и что перестали замечать. И сегодня комедия, созданная великим русским писателем, продолжая звучать современно, указывает путь к нравственному возрождению.
«Когда же в бессмертной «Шинели» он дал себе волю порезвиться на краю глубокой личной пропасти, он стал самым великим писателем, которого до сих пор произвела Россия». Аналитическая работа с текстом повести «Шинель» (для работы оформляется таблица, левая часть которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно)
Вопросы для анализа Комментарии Какова главная тема повести «Шинель»? Это тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни. Как подчеркивается типичность героя и ситуации? «Служил в одном департаменте», «Когда и в какое время он поступил в департамент… этого никто не мог припомнить», «один чиновник….» Какая личность перед нами? Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни – в переписывании бумаг Чем стала для него идея приобретения шинели? Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием. В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости. С какой целью вводится фантастический финал? Гоголь стремился вызвать у читателя чувства протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Какой тип «маленького человека» воплотился в Башмачкине? Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно «стертая» личность, что при явно выраженном сочувствии автора к «маленькому человеку» не исключает трезвого подхода к проблеме.
Заключительный вопрос в I части : «Каков Н.В.Гоголь, известный вам?»
Н.В.Гоголь- писатель –сатирик; Периоды жизни в момент работы над «Мертвыми душами». II часть Сентябрь 1839 г. Дом Аксаковых (первое чтение поэмы)
ВЕРСИЯ: Н.В.Гоголь ориентировал своё произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (1 том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности. Во второй части (2 том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей части (3 том) изобразить их в «Раю». Законченным оказался только 1-й том.
Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов Глава 1. «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский городок N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры) (приезд Чичикова в губернский городок N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры) Композиционные звенья поэмы Композиционные звенья поэмы Первое ВтороеТретье Главы 2-6 Главы 7-10 Глава 11
Опорная схема. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов Главы 2-6. Изображение жизни российских помещиков. Главы Главы Изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»? степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине»? Глава 11. Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.
Уже через год после начала работы над «Мёртвыми душами» Гоголь писал: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то … какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (письмо к В.Белинскому от 12 ноября 1836 г.)
Портретный вернисаж Н.В.Гоголя (вхождение в художественный мир «Мёртвых душ» III часть Дать характеристику на героев поэмы. М.Н.Кедров в роли А.П. Зуева в роли Б.Н. Ливанов в роли М.Н.Кедров в роли А.П. Зуева в роли Б.Н. Ливанов в роли Манилова Коробочки Ноздрёва Манилова Коробочки Ноздрёва
Дать характеристику на героев поэмы. Собакевич П.М.Свободин в роли Чичиков Собакевич П.М.Свободин в роли Чичиков Плюшкина Плюшкина
Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»
Сочинение – миниатюра «Почему П.И.Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?» Манилов КоробочкаНоздрёв СобакевичПлюшкин Ваша задача – назвать ту определенную черту, свойственную каждому помещику, и доказать, что путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз. Ваша задача – назвать ту определенную черту, свойственную каждому помещику, и доказать, что путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.
Зачетная работа по теме: «Как страшна наша Россия» Задача: обобщить всё о мёртвых душах, заполнить таблицу. Манилов КоробочкаНоздрёв СобакевичПлюшкин 1. Портретная галерея 2. Описание поместья 3. Жизнь крестьян 4. Отношение к предложению Чичикова 5. Итог сделки 6. Каков герой