Основные средства оптимизация товарного ассортимента в международной деятельности фирмы Юрлова В. Нечаева А.
При формировании ассортиментной политики современные компании учитывают прежде всего необходимость одновременной продажи товаров, находящихся в разных стадиях жизненного цикла, с целью обеспечить окупаемость затрат, сбалансированность финансовых операций, преемственность товарной политики и др.
Факторы формирования внешнеторговой номенклатуры широта товарного ассортимента - число товарных групп в экспорте и/или импорте; его насыщенность - общее число товаров; глубина - число товаров в рамках ассортиментной группы или параметрического ряда товаров- подвидов и модификаций; Гармоничность - степень близости между товарами различных ассортиментных групп; соотносимость по стадиям международного ЖЦТ; оптимальность.
Оптимальное соотношение товаров по стадиям ЖЦТ основную товарную группу (А), поддерживающую (В), стратегическую (С), тактическую (D), разрабатываемую или перспективную (Е); товары, уходящие с рынка и находящиеся в стадии спада (F)
Кластерный анализ и оптимизация ассортимента по совокупной кривой ЖТЦ Кластерный анализ - анализ выявления отдельных связанных с теми или иными характеристиками групп товаров. Совокупный ЖЦТ Жизненные циклы отдельных товаров График кумулятивного (совокупного) жизненного цикла товаров фирмы на рынке
Стратегии товарного ассортимента фирмы 1. Диверсификация Диверсификация 1. создание и выпуск на мировые рынки новой продукции, внедрение в новые сферы деятельности, новые сферы бизнеса. 2. освоение несвязанных между собой областей предпринимательской деятельности. + позволяет обезопасить бизнес от возможных изменений в спросе в той или иной области. - такая стратегия требует значительных ресурсов, т.е. возможна для организаций и фирм, которые владеют прежде всего достаточными капиталами и бизнес-знаниями.
2. Дифференциация Дифференциация - это работа в сопряженных сферах - производство товаров и услуг примерно одного типа, но разных видов или модификаций. Например: производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и т.д. Иногда стратегия дифференциации понимается еще уже, например как производство только легковых автомобилей, но различных подвидов и модификаций.
3. Вертикальная интеграция Вертикальная интеграция эта стратегия предполагает освоение сфер бизнеса, которые сопряжены с вертикальной цепочкой производственно-сбытового процесса 1. Вертикальная интеграция «вперед» связана с приобретением и освоением сфер бизнеса от производства данного товара к его сбыту и приближает его к покупателю 2. Вертикальная интеграция «назад» имеет целью захватить в свои руки сферы бизнеса, обеспечивающие вопросы снабжения сырьем и материалами.
4. Узкая специализация Узкая специализация в основном свойственна компаниям, не владеющим достаточными финансовыми и прочими ресурсами и концентрирующим свои усилия на небольшой, довольно ограниченной сфере деятельности. Чаще всего такой стратегии придерживаются мелкие и средние фирмы. + хотя стратегия узкой специализации в большинстве случаев бывает вынужденной, однако и она может обеспечить весьма высокую эффективность предпринимательской деятельности. - уязвимость в этом случае будет значительно выше, чем при использовании других вышеназванных стратегий.