Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. урок литературы в 9 кл. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. урок литературы в 9 кл
Основные этапы жизни Последние годы жизни (1834 – 1837) Детство Детство (1799 – 1811) Лицей Лицей (1811 –1817) Петербург (1817 – 1820) Южная ссылка Южная ссылка (1820 – 1824) Михайловское Михайловское ( ) После ссылки После ссылки (1826 – 1830) Болдинская осень Болдинская осень (1830 – 1833)
Детство мать поэта отец поэта Надежда Осиповна Пушкина Сергей Львович Пушкин Многие часы проводил маленький Саша в библиотеках отца и дяди. Он писал басни и переделывал сюжеты Мольера. Это были первые литературные опыты будущего великого поэта.
19 октября 1811 года состоялось открытие лицея. Лицей был задуман как закрытое учебное заведение, которое должно было готовить юношей «к важным частям службы государственной» (из устава лицея).
Мой гений невидимкой летает надо мной… «Воспоминания в Царском Селе» «К другу стихотворцу» «Певец» «Городок» «Лициния» «Пирующие студенты» Моя студенческая келья вдруг озарилась…
ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ В него входили и будущие декабристы Членами общества стали К.Н. В 1818 году в члены общества вступил и А.С. Пушкин. В него входили и будущие декабристы: А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев. Членами общества стали К.Н. Батюшков, Ф.Н. Глинка, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский. В 1818 году в члены общества вступил и А.С. Пушкин.Петербург (1817 – 1820)
Руслан и Людмила (1820) Поэма «Руслан и Людмила»вызывала разноречивые отклики в критике. Она характеризовалась, как богатырская волшебная повестью забавной легким Сам поэт называл ее «сказкой», «повестью забавной», «легким вздором», «трудом игривым», «преданьями старины глубокой» Какие оценки жанрового своеобразия произведения вас привлекают?
Литературно-политические общества «Арзамас» и «Зеленая лампа» «К Чаадаеву» «Деревня», эпиграммы » Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает…Пушкина надобно сослать в Сибирь» Александр I
К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! 1818 год.
Друзья Пушкина Карамзин, Жуковский на юг России. Друзья Пушкина - Карамзин, Жуковский добиваются смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. «Бахчисарайский фонтан» «Кавказский пленник» «Цыганы» «Евгений Онегин» Начата работа над романом «Евгений Онегин» Южная ссылка
8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Долгие вечера он коротал с Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и пела песни. Михайловское ( ) «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть ». Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». (А.Пушкин в письме к брату)
« Мой первый друг, мой друг бесценный …» В полном одиночестве, вдалеке от друзей и культуры поэт чувствовал себя неуютно и подавленно.
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь год. К*** К***
После ссылки Анчар ПРОРОК Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую выдвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей" год.
Болдинская осень (1830 – 1833) « Повести Белкина » «Маленькие трагедии» «Евгений Онегин»
Чистейшей прелести чистейший образец… Мадонна Сонет Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, - Чистейшей прелести чистейший образец.Мадонна Сонет Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, - Чистейшей прелести чистейший образец.
«Капитанская дочка» «Дубровский» «Медный всадник» «Осень» Последние годы жизни
27 января вечером на Черной речке, на окраине Петербурга состоялась дуэль В 1836 г. В Петербург приехал молодой француз Дантес
«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29-го января 2 ч. 45 м. пополудни.» А.А. Краевский "Назначенную для отпевания церковь переменили, тело перенесли в нее ночью, с какою-то тайною, всех поразившею, без факелов, почти без проводников; и в минуту выноса, на которую собралось не более десяти ближайших друзей Пушкина, жандармы наполнили ту горницу, где молились об умершем, нас оцепили, и мы, так сказать, под стражей проводили тело до церкви.» В.А. Жуковский «Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в Исакиевском соборе - так было означено и на билетах, а между тем, тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. В университете получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. Иностранцы приходили поклониться поэту в гробу, а профессорам университета и русскому юношеству это воспрещено. Они тайком, как воры, должны были прокрадываться к нему.» А.В.Никитенко
Exegi monumentum. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца год.