Холмогорова Тамара Ивановна Учитель математики МОУ СОШ с.Беклемишево
Аннотация проекта Целью проекта является изучение понятия «дробь» как в окружающей нас жизни, так и в математике. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие учебные задачи: 1. узнать, где человек встречается с понятием «дробь» в жизни; 2. узнать историю возникновения дробей в математике; 3. выяснить необходимость использования математических дробей как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
Исследования учащихся. Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно: 1. самостоятельный поиск информации в Интернет, работа с печатными материалами; 2. проведение опросов и их анализ; 3. оформление работ; 4. составление плана, презентации, подготовка к защите.
I Группа. Вопрос: Где человек встречается с понятием «дробь» в жизни? Выбивать дробь зубами – стучать зубами (дрожа от холода, испуга и т. п.). Дробь в танце Русский народный танец невозможно представить без дробей и бега.
Барабанная дробь, представляющая собой поочередные удары.
Нумерация домов. Номер через дробь ставят у домов, пронумерованных по двум пересекающимся улицам Дробь охотничья - снаряд патрона в виде мелких металлических шариков. Чаще всего стрельба дробью производится из охотничьего гладкоствольного оружия.
* Творческое название работы: «Как много нас» * Проблемный вопрос: какую долю по числу учащихся занимает наш класс по сравнению с общим количеством школьников? * Задание: узнать общее число учащихся в нашей школе, количество учеников по классам, составить таблицу, показывающую долю 5 класса, долю девочек и мальчиков от числа всех учащихся школы.
* Творческое название работы: «Читальный зал» * Проблемный вопрос: какова доля книг разных жанров в нашей библиотеке? * Задание: провести подсчеты книг по разным жанрам; вычислить общее число книг, определить долю каждого жанра в сравнении с общим количеством книг, составить таблицу
Творческое название работы: «Цветочный мир» Проблемный вопрос: какова доля цветов (по кабинетам) в сравнении со всеми цветами в нашей школе: Задание: произвести подсчеты количества цветов в кабинетах и по заданию школы в целом; определить, какую часть составляют цветы отдельно взятого кабинета; по собранным данным составить таблицу, демонстрирующую долю кабинетных цветов от всех по школе
Творческое название работы: «Справочник размеров 5 класса» Проблемный вопрос: каков был бы человек (существо), с размерами, равными сумме наших параметров? Какова доля размеров одного ученика в сравнении с общими данными класса? Задание: измерить каждому ученику 5 класса рост, длину руки, длину ноги, попробовать представить себе и изобразить человека с суммированными нашими измерениями; определить долю размеров одного из учеников в сравнении с общими. Сделать рисунок, показывающий сравнение.
«Много из математики не остается в памяти, но когда поймёшь её, тогда легко при случае вспомнить забытое» М.В.Остоградский ВЫВОДЫ: - Дроби совсем не страшные; - С дробями интересно работать; - Нас везде окружают дроби; - Чтобы работать с дробями надо их понимать.
Однажды некий шах объявил, что щедро вознаградит того, кто лучше всех решит такую задачу: « В трех чашах хранил я жемчуг. Подарил я старшему сыну половину жемчужин из первой чаши, среднему – одну треть из второй, а младшему только четверть жемчужин из последней. Затем я подарил старшей дочери четыре лучшие жемчужины из первой чаши, средней – шесть из второй, а младшей –только две жемчужины из третьей. И осталось у мены в первой чаше 38, во второй – 12, а в третьей – 19 жемчужин. Сколько жемчужин я хранил в каждой чаше?»
* Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащее ему стадо верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний – треть и младший – девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил все по завещанию.