Лексикология – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. То, что обозначает слово, есть его лексическое значение. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Анонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называются ПРОФЕССИОНАЛИЗМАМИ. Например: Техн. - техническое; морск. - морское.
Диалектизмы – слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например: Свёкла общеупотребительное, оно известно всем говорящим по-русски. Слово бурак используется только в речи жителей определённой местности. Это диалектное слово (диалектизм).
Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Например: Водила – водитель; тащусь – восхищаюсь; оттянулась – отдохнула; тачка – машина; ловлю кайф – получаю удовольствие; видах – видеомагнитофон.
Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д., называются эмоционально окрашенными. Например: Лузгать – грызть семечки Вонять – пахнуть дурно Водрузить – водрузить знамя победы и т.д.
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются устаревшими. Например: ветрило (парус), чело (лоб), рыбарь (рыбак), глас (голос) и т.д.
Неологизмы – это новые слова, возникающие в языке. Например: ракета, космонавт, атмосфера, планетолог, акванавт, ракетчик, имидж, пейджер, телезвезда, саммит, ноутбук, СМИ, КВН и т.д.
Заимствованными называют слова, вошедшие в русский язык из других языков. Например: сундук, барабан, башмак, колчан, кукла, свёкла, кровать, скамья и т.д.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Например: 1. Петя на уроке труда работал плохо. 1. Петя на уроке труда работал спустя рукава. 2. Он бездельничал.2. Он бил баклуши.
Задачи: 1. Научиться создавать презентацию. 2. Красиво и аккуратно оформлять. 3. Развивать интерес к изучению русского языка. 4. Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками. 5. Подбор дополнительного материала.