Портфолио как одно из средств накопительной оценки учащихся Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ17 г.-к. Кисловодска Григорян Светлана Станиславовна
Портфолио достижений ученика В переводе с итальянского означает «папка с документами». Благодаря ему можно судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио предназначено для систематизации накапливаемого опыта, определения направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчения помощи или консультирования – со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, более объективной оценки своего уровня (учебного или профессионального).
Педагогическая философия портфолио смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету.
Портфолио решает важные педагогические задачи: поддерживает высокую учебную мотивацию школьников; поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию; развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. позволяет определить образовательный рейтинг выпускника основной школы и позволяет ему вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы.
Функции портфолио Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени. Целеполагания – поддерживает учебные цели. Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей. Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Основной смысл портфолио дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен, создать для ученика стимул роста.
Основная цель портфолио обеспечить отслеживание индивидуальных достижений ученика в учебном процессе, продемонстрировать его способности практически применить приобретенные знания и умения.
Достоинства портфолио Углубление и оформление познавательных интересов, развитие интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексная проверка уровня усвоения учебного материала, индивидуализация и дифференциация обучения, формирование мотивации достижения, создание ситуации успеха.
Содержание портфолио зависит от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (называемых артефактами), необходимых для включения в портфолио, не существует.
Цель портфолио для предпрофильной подготовки выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и наряду с результатами экзаменов определять рейтинг выпускников основной школы.
Классификация типов портфолио для предпрофильной подготовки портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов.
Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ - или каких-либо иных форм экзаменов - при поступлении в вуз, поскольку в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена.
Типы портфолио «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.). рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане (контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока -сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.). проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции ( набор материалов по определенным рубрикам, сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы. тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.
Критерии оценки портфолио учащихся (по Е.В. Лебедеву) Внутренняя оценка (самооценка): - самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца, выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя), - профессиональная ориентация, - обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений), - самообучение, - самореализация. Внешняя оценка : - оценка качества оформления портфолио, - оценка структуры портфолио, - оценка уровня образовательной деятельности по материалам портфолио. Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.
Примерная схема структуры портфолио документов и оценки его материалов Позиции Компоненты Результаты (баллы) Блок А Олимпиады Городская: -победитель -призёр Районная: -победитель -призёр Школьная (победитель) Блок Б Иные сертификаты Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования и курсы по предметам Школьные и межшкольные научные общества Конкурсы и мероприятия, организованные МОС От 1 до 5
Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен - 5; за два экзамена -10, либо как-то иначе (что может устанавливаться муниципальным либо региональным органом управления образованием). Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за один из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максимальные баллы компонентов блока А и блока Б, по одному из каждого, либо как-то иначе. При комплектовании данного раздела портфолио учащихся классов возможен учёт материалов без их оценивания внутри школы. Оценка портфолио выпускника полной средней школы может быть произведена вузом или каким-либо иным адресатом портфолио по месту предъявления.
Некоторые затруднения введения портфолио: высокий уровень субъективности оценки, связанной с трудностью формализации критериев оценивания ряда материалов портфолио; неготовность учителей одобрить и принять эту инновацию в связи с расширением их функционала; необходимость систематической работы по повышению квалификации учителей.
Введение портфолио для оценки индивидуальных достижений учащихся является одним из направлений обновления традиционной системы оценивания образовательного результата, формирует новое понимание самого процесса обучения.