РАЗРАБОТКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОУ С.А. Веревко, методист кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Advertisements

LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» города Гая Оренбургской области.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) О фициальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного.
Обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Кинельского образовательного.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
. Разработка основ образовательной программы образовательного учреждения с учетом требований федеральных образовательных стандартов и специфики образовательного.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Основная образовательная программа основного общего образования.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОУ С.А. Веревко, методист кафедры управления образованием ГАОУ ДПО «Сар ИПКиПРО» Региональная конференция «Введение ФГОС общего образования: реалии и перспективы» июня 2011 года, г. Саратов

Закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции); ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от г. 373, зарег. в Минюсте РФ г., рег ) с изменениями (приказ МОиН РФ от г. 1241, зарег. в Минюсте РФ г., рег ); Федеральные требования к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ МОиН РФ от г. 986, зарег. в Минюсте РФ г., рег ); Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ МОиН РФ от г. 2106, зарег. в Минюсте РФ г., рег ); Сан ПиН (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. 189, зарег. в Минюсте России г., рег ); Сан ПиН (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. 27, зарег. в Минюсте РФ г., рег. 4594); иные нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, регламентирующие образовательную деятельность ОУ. Нормативная основа разработки ООП

ООП НОО Разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно, на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. Основание: п.5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании».

структурное деление ООП: обязательная и формируемая участниками образовательного процесса части, объемное соотношение составляет 80% к 20%. ООП НОО

Раздел 1. Пояснительная записка цель – описание особенностей и специфики ОУ и, вытекающих из них особенностей и специфики ООП, в части целей и задач, содержания, условий реализации, планируемых результатов образовательной деятельности и т.п.

Раздел 1. Пояснительная записка Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса отражает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения, учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования. конкретизирует цели реализации ООП с учетом потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников образовательного процесса. Содержательное наполнение

1. Тип и вид ОУ. 2. Специфика и особенности ОУ. 3. Цели и задачи, реализуемые в ООП ОУ. 4. Стратегические характеристики ООП ОУ. 5. Адресность ООП ОУ (контингент обучающихся, возраст, состояние здоровья и т.д.). 6. Структура ООП ОУ: - Содержание, технологии, специфику работы с одаренными детьми. - Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раздел 1. Пояснительная записка

- Направления, виды и формы реализации внеурочной деятельности младших школьников. 10. Условия реализации ООП ОУ. 11. Социокультурные особенности территориального расположения ОУ. 12. Устав и иные документы, регламентирующие образовательную деятельность в ОУ, права и обязанности участников образовательного процесса. Раздел 1. Пояснительная записка

Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса уточняет и конкретизирует общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов. передает специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Содержательное наполнение

Раздел 3. Учебный план начального общего образования Базисный учебный план начального общего образования, разработанный на федеральном уровне в соответствии с требованиями Стандарта, и Примерная основная образовательная программа для начальной школы, в тексте которой он опубликован, имеют статус рекомендательных, не являются нормативными документами! Следовательно, не могут служить нормативными основаниями для его прямого использования.

Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса определяет состав обязательных предметных областей для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию ОУ, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки. Раздел 3. Учебный план начального общего образования Содержательное наполнение

а) учебный план начального общего образования – как раздел ООП на 4 года, б) учебный план начального общего образования – как инструмент реализации ООП в текущем учебном году на 1 год. Важно! Продолжает действовать учебный план в рамках реализации ГОС-2004 года. В ОУ могут разрабатываться два* различных учебных плана. Раздел 3. Учебный план начального общего образования

Раздел 4. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО 1) описание ценностных ориентиров содержания образования; 2) взаимосвязь УУД и содержания учебных предметов; 3) характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; 4) описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного* к начальному общему образованию.

Раздел 4. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени НОО, описывает связь УУД с содержанием учебных предметов, обеспечивает преемственность программы формирования УУД при переходе от дошкольного к НОО. уточняет характеристики формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Содержательное наполнение

Раздел 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; определяет структуру программ отдельных учебных предметов, курсов. определяет (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками образовательного процесса. Содержательное наполнение

Раздел 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов не целесообразна механическая перепечатка авторских программ по всем предметам/курсам, ОУ вправе: самостоятельно составлять рабочие программы по предметам начального образования на основе имеющихся авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию, выбирать учебники и пособия к ним. П.16, 23 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО Важно! Примерная программа ДНРиВ обучающихся (как раздел ПООП НОО) носит рекомендательный характер. Направления, виды и формы реализации деятельности в рамках ДНРиВ рассматриваются также как примерные, рекомендательные. Конкретное содержание ДНРиВ в ОУ (параллели, классе) осуществляется с учетом особенностей и специфики ОУ, особенностей контингента обучающихся, запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает ДНРиВ обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОУ, семьи и других институтов общества, содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. интегрирует традиции и особенности воспитательной системы ОУ, формирует целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает муниципальную и школьную специфику. Содержательное наполнение

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО «Цель и задачи ДНРиВ обучающихся на ступени начального общего образования» «Ценностные установки ДНРиВ российских школьников», в основном воспроизводят цели, задачи и ценностные установки развития и воспитания современного российского школьника, с ориентацией их на начальную школу.

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО «Основные направления и ценностные основы ДНРиВ обучающихся начальной школы» раскрываются базовые национальные ценности по основным направлениям ДНРиВ младших школьников. «Содержание ДНРиВ обучающихся на ступени начального общего образования» раскрывается содержание работы по этим направлениям.

Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по ДНРиВ младших школьников» формулируются основные принципы и формы совместной воспитательной деятельности семьи, школы и общественности. «Планируемые результаты ДНРиВ обучающихся на ступени начального общего образования» формулируются ценностные отношения, знания, социальный опыт, сформированные у младших школьников по каждому из направлений ДНРиВ.

Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, содержит базовую модель организации работы ОУ по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. расширяет и дополняет базовую модель организации работы ОУ по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни. Содержательное наполнение

Раздел 8. Программа коррекционной работы Международная конвенция о праве инвалидов на образование Конвенция о правах инвалидов (извлечения) Конституция РФ (извлечения) Закон РФ «Об образовании» (извлечения) ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» 181-ФЗ (извлечение) Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о ПМПК» от Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от (извлечения) Иные нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, регламентирующие обучение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Направления коррекционной работы в ОУ: Интегрированное образование. Профилактика школьной неуспеваемости, школьной и социальной дезадаптации. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Интегрированное образование (нарушение развития детей с ОВЗ): С нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. С нарушением зрения: слепые и слабовидящие. С тяжелыми нарушениями речи. С нарушениями опорно-двигательного аппарата. С задержкой психического развития. С умственной отсталостью. С нарушениями аутистического спектра. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Интегрированное образование (особенности развития детей с ОВЗ): замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Профилактика школьной неуспеваемости, школьной и социальной дезадаптации (психологические особенности детей): не имеют выраженных отклонений в развитии; интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме; низкая работоспособность, повышенная утомляемость и отвлекаемость; импульсивность; гиперактивность: низкий уровень произвольности психических функций и деятельности; несформированность учебной мотивации и познавательных интересов; трудности регуляции и планирования собственной деятельности; проявления девиаций в поведении. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Педагогические условия коррекционной работы: Создание условий по охране и укреплению здоровья детей группы риска. Формирование мотивационной готовности к обучению. Развитие и совершенствование высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь и др.). Развитие и совершенствование процессов произвольности, регуляции собственного поведения, умения планировать и выполнять по плану учебные и внеучебные действия. Совершенствование и развитие эмоционально-личностной сферы. Коррекция детско-родительских отношений. Формирование адекватных форм взаимодействия «ребенок- ребенок», «ребенок – взрослый». Реализация индивидуального подхода в процессе обучения. Раздел 8. Программа коррекционной работы

Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО формулирование основных направлений и целей оценочной деятельности ОУ; ориентация образовательного процесса на достижение каждым обучающимся планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования; обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения Программы (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования); представление своей системы оценки образовательных достижений младших школьников (оценка динамики учебных достижений обучающихся.

Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности ОУ, позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки, обеспечивает оценку планируемых результатов освоения ООП в части, формируемой участниками образовательного процесса. Содержательное наполнение

Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО Важно! Осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся – компетенция ОУ, система контроля и оценки разрабатывается ОУ самостоятельно, закрепляется локальным актом. При разработке данного раздела отдельные позиции системы оценивания могут прописываться без конкретизации. Первостепенно – определение целей и задач используемых видов оценивания, подбор и разработка адекватного целям инструментария оценивания.

ООП НОО формальный? – рабочий… – работающий!

Экономические рычаги реформирования системы образования:

Правовая компетентность руководителя

Типичные затруднения руководителей образовательных учреждений

Становление правовой компетентности – одна из ключевых задач профессиональной деятельности современного руководителя образовательного учреждения.