Приемы педагогической техники : Пособие для учителя Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность.
Идеальная дидактика – это ее отсутствие. Ученик сам стремиться к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.
Принципы педагогической техники краткий теоретический минимум Принцип свободы выбора Принцип свободы выбора Формулировка : в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора.
Принципы педагогической техники краткий теоретический минимум Принцип открытости Принцип открытости Формулировка 1: не только давать знания, но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Формулировка 2: использовать в обучении открытые задачи.
Принципы педагогической техники краткий теоретический минимум Принцип деятельности Принцип деятельности Формулировка : освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Принципы педагогической техники краткий теоретический минимум Принцип обратной связи Принцип обратной связи Формулировка : регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Принципы педагогической техники краткий теоретический минимум Принцип идеальности ( высокого КПД ) Принцип идеальности ( высокого КПД ) Формулировка : максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Дидактика Повышение интереса к учебному материалу Повторение пройденного материала Повторение изученных ранее тем Уровни и виды домашнего задания Приемы подачи домашнего задания Игровая учебная деятельность Коллективная учебная деятельность Деловые игры
« Фантастическая добавка » ( ПО, ПОС, ПИ ) Формула : учитель дополняет реальную ситуацию. Пример. БИОЛОГИЯ Предположим среднегодовая температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут « придумать » пингвины, чтобы выжить в таких условиях ? ( дидактическая цель учителя : изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях )
« Удивляй !» ( ПО, ПОС, ПИ ) Формула : учитель находит такой угол зрения, при котором, даже обычное становится удивительным. Пример. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ Тема « Вода ». Сразу заставляем ребят удивляться. - Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, где люди ходят по воде ! Рассказ был правдивым ! ( дети удивляются ). А теперь посмотрите в окно ! Разве мы с вами не ходим по воде ? ( за окном снег ). Мы так привыкли к воде, что не замечаем и даже не всегда знаем ее удивительных свойств.
« Да - нетка » ( ПО, ПОС, ПИ, ПД ) Формула : учитель загадывает нечто ( число, предмет, лит. героя …). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. на эти вопросы учитель отвечает только словами « да », « нет », « и да и нет ». Пример. ИСТОРИЯ Задуман военачальник. Кто он ? ( например, Наполеон ) Пример. ЛИТЕРАТУРА, ФИЗИКА, ХИМИЯ Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он ? ( например, Гете или Ломоносов ) Пример. ГЕОМЕТРИЯ По геометрическим свойствам отгадайте загаданную фигуру.
« Отсроченная отгадка » ( ПД, ПИ ) Формула 1: учитель в начале урока дает загадку ( удивительный факт ), отгадка к которой ( ключик для понимания ) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Формула 2: загадку ( удивительный факт ) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
« Привлекательная цель » ( ПОС, ПИ ) Формула : перед учеником ставится простая, понятная цель, выполняя которую он волей - неволей выполняет учебное действие, которое планирует педагог. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Цель учителя – освоить вопросную форму английского предложения. Разыгрывается ситуация « английского » магазина, в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары представлены рисунками.
« Практичность теории » ( ПИ, ПО ) Формула : введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Пример. ДЕТСКИЙ САД Пример. ДЕТСКИЙ САД чтобы детям было интереснее можно сказать им : « Дети, вы знаете, что я сегодня дежурная по столовой ? Повара что - то напутали и сейчас непонятно, сколько нужно риса на нашу группу. На каждого ребенка вот такая чашка. Посчитаем, сколько надо чашек риса, чтобы всем хватило ».
« Своя опора » ( ПСВ, ПД, ПОС, ПИ ) Формула : ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы. Пример. Учительница химии объявила конкурс на лучшую шпаргалку … Идея не нова, в Москве один из справочников по точным наукам составлен из шпаргалок студентов и отличается не только лаконичностью, но и оригинальными схемами.
« Повторяем с контролем » ( ПД, ПОС, ПИ ) Формула : ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков.
Управление классом Соуправление ; Традиции урока ; Дирижируем уроком ; Приемы устного опроса ; Приемы письменного контроля ; Против списывания ; Оценивание.
« Демонстрация профессионального уровня » ( ПИ ) Формула : учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания. Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Пример. Учитель разбирает сложные олимпиадные задачи, при этом ни разу не заглядывая в конспект. Пример. Сергей Юрьевич Курганов читал детям свои сочинения на те самые учебные темы, на которые писали они. Вывод учеников : да, он имеет право учить !
« Завершение урока » ( ПИ ) Формула : учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием. Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены. И все же последняя фраза за учителем, а не за звонком. Пример. Пусть это будет простая фраза типа : « Урок завершен, успехов вам !» Или : « Урок завершен, до встречи на следующем уроке !» Учитель, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Скоро щелчок выключателя обозначал : урок закончен.
« Невербальное управление » ( ПИ, ПОС ) Формула : учитель использует для управления классом несловесные команды. Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания – тоже. Это уменьшает их эффективность, создает дополнительную нагрузку ученику. Пример. Можно использовать для четкой команды звук маленького колокольчика или громкого хлопка.