Д РЕВНИЙ Р ИМ
Д РЕВНИЙ Р ИМ ( ЛАТ. R OMA ANTIQUA ) ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Д РЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ, ПОЛУЧИЛА СВОЁ НАЗВАНИЕ ПО ГЛАВНОМУ ГОРОДУ ( R OMA ), В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ НАЗВАННОМУ В ЧЕСТЬ ЛЕГЕНДАРНОГО ОСНОВАТЕЛЯ Р ОМУЛА. ЛАТ.Д РЕВНЕГО МИРА АНТИЧНОСТИР ОМУЛА
Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце. Царский период (754/ /509 до н. э.).Царский период до н. э. Республика (510/509 30/27 год до н. э.)Республика год до н. э. Ранняя Римская Республика ( гг. до н. э.) Ранняя Римская Республика Поздняя Римская Республика ( гг. до н. э.) Поздняя Римская Республика Империя (30/27 г до н. э. 476 г. н. э.)Империя 476 Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. 235 г. н. э.) Ранняя Римская империя Принципат 235 Кризис III века ( гг.) Кризис III века Поздняя Римская империя. Доминат ( гг.) Поздняя Римская империя Доминат
Б ОГИ Д РЕВНЕГО Р ИМА
Б ОГ Ю ПИТЕР Ю ПИТЕР, В РИМСКОЙ МИФОЛОГИИ ВСЕМОГУЩИЙ БОГ НЕБА, ЦАРЬ БОГОВ. Ю ПИТЕР ПОЧИТАЛСЯ КАК ВЕРХОВНОЕ БОЖЕСТВО, ПОВЕЛИТЕЛЬ ГРОМА И МОЛНИЙ. М ОГУЩЕСТВЕННЫЙ ВЛАСТИТЕЛЬ НЕБА, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА, ГРОЗЫ, БУРИ, В ГНЕВЕ МЕТАВШИЙ МОЛНИИ, ПОРАЖАЯ ИМИ НЕПОКОРНЫХ ЕГО БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛЕ.
Б ОГ Я НУС Я НУС, РИМСКОЕ БОЖЕСТВО ДВЕРЕЙ ; В КАЧЕСТВЕ ТАКОВОГО ИМЕЛ ДВА ЛИЦА, ПОСКОЛЬКУ ДВЕРЬ ЕСТЬ И ВХОД, И ВЫХОД, ОНА ВЕДЕТ И ВНУТРЬ ДОМА, И НАРУЖУ. К РОМЕ ТОГО, ЯВЛЯЛСЯ БОГОМ ДОГОВОРОВ И СОЮЗОВ. Я НУС ПОВЕЛЕВАЛ НАЧАЛАМИ, ЕГО МЕСТО В ПРОСТРАНСТВЕ ВХОДНЫЕ ДВЕРИ И ВОРОТА, ЕГО МЕСТО ВО ВРЕМЕНИ НАЧАЛО ГОДА, НАЧАЛО СОБЫТИЙ. Д О ПОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТА Ю ПИТЕРА Я НУС БЫЛ БОЖЕСТВОМ НЕБА И СОЛНЕЧНОГО СВЕТА, ОТКРЫВАВШИМ НЕБЕСНЫЕ ВРАТА И ВЫПУСКАВШИМ СОЛНЦЕ НА НЕБОСВОД, А НА НОЧЬ ЗАПИРАВШИМ ЭТИ ВРАТА. С УЩЕСТВОВАЛО ТАКЖЕ ПОВЕРЬЕ, ЧТО Я НУС ЦАРСТВОВАЛ НА ЗЕМЛЕ ЕЩЁ ДО С АТУРНА И НАУЧИЛ ЛЮДЕЙ ИСЧИСЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ, РЕМЁСЛАМ И ЗЕМЛЕДЕЛИЮ.
Б ОГИНЯ Ю НОНА Ю НОНА В Р ИМЕ ИМЕЛА ТОТ ЖЕ СТАТУС, БУДУЧИ ЖЕНОЙ Ю ПИТЕРА. Н О ЭТО БЫЛ НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ЕЕ СТАТУС. В В АВИЛОНЕ " ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ " ЖЕНЩИНЫ НАЗЫВАЛАСЬ ИШТАР. Д РУГИМИ СЛОВАМИ, ВАВИЛОНЯНЕ СЧИТАЛИ СТРАСТНУЮ ЛЮБОВЬ, ДЕРЗОСТЬ И СВОБОДУ ВНУТРЕННЕ ПРИСУЩИМИ ЖЕНЩИНЕ. В Р ИМЕ ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ НАЗЫВАЛАСЬ ЮНОНА, И БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ СЛОВО ГЕНИЙ - ПРОИЗВОДНОЕ ОТ ЭТОГО СЛОВА. Т АК КАК Ю НОНА ВПОСЛЕДСТВИИ СТАЛА БОГИНЕЙ БРАКА, ОТНОСИМОЕ К НЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ " ЖЕНСКАЯ ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ " МОГЛО ОЗНАЧАТЬ ОДНО ИЗ ДВУХ.
Б ОГИНЯ М ИНЕРВА М ИНЕРВА, В РИМСКОЙ МИФОЛОГИИ БОГИНЯ МУДРОСТИ, ИСКУССТВА, ВОЙНЫ И ГОРОДОВ, ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА РЕМЕСЛЕННИКОВ. С УЩЕСТВУЕТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ КУЛЬТ М ИНЕРВЫ ИМЕЕТ ФРИГИЙСКИЕ КОРНИ. Р ИМЛЯНЕ СЧИТАЛИ БОГИНЮ РАВНОЙ Ю НОНЕ И Ю ПИТЕРУ, ОНА ВХОДИЛА В ПАНТЕОН ГЛАВНЫХ РИМСКИХ БОГОВ, ТАК НАЗЫВАЕМУЮ КАПИТОЛИЙСКУЮ ТРИАДУ, КОТОРОЙ БЫЛ ПОСВЯЩЕН ХРАМ НА К АПИТОЛИИ. Д РЕВНИЕ РИМЛЯНЕ ПРИПИСЫВАЛИ М ИНЕРВЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО ВРАЧАМ, УЧИТЕЛЯМ, СКУЛЬПТОРАМ, МУЗЫКАНТАМ И ПОЭТАМ. Д РЕВНИЕ РИМЛЯНЕ ПРИПИСЫВАЛИ М ИНЕРВЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО ВРАЧАМ, УЧИТЕЛЯМ, СКУЛЬПТОРАМ, МУЗЫКАНТАМ И ПОЭТАМ.
Б ОГИНЯ Д ИАНА Д ИАНА, В РИМСКОЙ МИФОЛОГИИ БОГИНЯ ПРИРОДЫ И ОХОТЫ, СЧИТАЛАСЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ ЛУНЫ, КАК ЕЕ БРАТ А ПОЛЛОН В ПЕРИОД ПОЗДНЕРИМСКОЙ АНТИЧНОСТИ ОТОЖДЕСТВЛЯЛСЯ С СОЛНЦЕМ. Д ИАНЕ ЕЩЕ СОПУТСТВОВАЛ ЭПИТЕТ " БОГИНЯ ТРЕХ ДОРОГ ", ТОЛКОВАВШИЙСЯ КАК ЗНАК ТРОЙНОЙ ВЛАСТИ Д ИАНЫ : НА НЕБЕ, НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ.
Б ОГИНЯ В ЕНЕРА В ЕНЕРА, В РИМСКОЙ МИФОЛОГИИ БОГИНЯ САДОВ, КРАСОТЫ И ЛЮБВИ. В ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ИМЯ В ЕНЕРЫ НЕРЕДКО УПОТРЕБЛЯЛОСЬ В КАЧЕСТВЕ СИНОНИМА ПЛОДОВ. Н ЕКОТОРЫЕ УЧЕНЫЕ ИМЯ БОГИНИ ПЕРЕВОДИЛИ КАК « МИЛОСТЬ БОГОВ ».
Б ОГИНЯ Ф ЛОРА Ю НАЯ БОГИНЯ РАСПУСКАЮЩИХСЯ ЦВЕТОВ, КОТОРАЯ ВЛАСТВУЕТ НАД ВСЕМИ ЖИВЫМИ СУЩЕСТВАМИ С ПРИХОДОМ ВЕСНЫ, - ТАКОЙ БЫЛА Ф ЛОРА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РИМЛЯН.
Б ОГИНЯ Ц ЕРЕРА Б ОГИНЮ ЖАТВЫ, ПОКРОВИТЕЛЬНИЦУ ПЛОДОРОДИЯ - Ц ЕРЕРУ ГЛУБОКО ПОЧИТАЛИ РИМСКИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ. Е Ё ИЗОБРАЖАЛИ ПРЕКРАСНОЙ МАТРОНОЙ С ФРУКТАМИ В РУКАХ, ИБО ОНА СЧИТАЛАСЬ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЕЙ УРОЖАЯ И ПЛОДОРОДИЯ. Е ДИНСТВЕННАЯ ДОЧЬ Ц ЕРЕРЫ П РОЗЕРПИНА, РОДИВШАЯСЯ ОТ Ю ПИТЕРА.П РОЗЕРПИНАЮ ПИТЕРА
Б ОГ Б АХУС Б АХУС - БОГ - ПОКРОВИТЕЛЬ ВИНОГРАДНИКОВ, ВИНОДЕЛИЯ И ВИНА, ПОЧИТАВШИЙСЯ ПОД ИМЕНЕМ Л ИБЕРА. П О - ВИДИМОМУ, ЭТО НАЗВАНИЕ СОДЕРЖАЛО НАМЕК НА НЕКОТОРУЮ СВОБОДУ И РАСПУЩЕННОСТЬ ПРОВОДИВШИХСЯ В ЧЕСТЬ Б АХУСА ПРАЗДНЕСТВ.
Б ОГ В ЕРТУМН И Б ОГИНЯ П ОМОНА В ЕРТУМН БЫЛ БОГОМ СМЕНЫ ВРЕМЕН ГОДА И ПРЕВРАЩЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ С ЗЕМНЫМИ ПЛОДАМИ - СНАЧАЛА ОНИ ЦВЕТУТ, ЗАТЕМ ЗРЕЮТ И, НАКОНЕЦ, ПАДАЮТ СО СКЛОНИВШИХСЯ ПОД ИХ ТЯЖЕСТЬЮ ВЕТВЕЙ. В ЕРТУМН НИСПОСЫЛАЛ НА ЗЕМЛЮ ЦВЕТЕНИЕ ВЕСНЫ, ЛЕТНЮЮ ЖАТВУ И ОСЕННЕЕ ИЗОБИЛИЕ ПЛОДОВ. Н О О ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЯХ, ОСОБЕННО ЯБЛОНЯХ, ТЩАТЕЛЬНО ЗАБОТИЛАСЬ ЮНАЯ И ТРУДОЛЮБИВАЯ БОГИНЯ П ОМОНА. О НА УСПЕВАЛА ВО ВСЕХ САДАХ ПОДРЕЗАТЬ СУХИЕ СУЧЬЯ, ПРИВИВАТЬ НОВЫЕ ЧЕРЕНКИ, ПОИТЬ ПРОЗРАЧНОЙ ВОДОЙ ЗАСЫХАЮЩИЕ ДЕРЕВЬЯ.
Б ОГ Ф АВН Ф АВН БЫЛ ДОБРЫМ, ВЕСЕЛЫМ И ДЕЯТЕЛЬНЫМ БОГОМ ЛЕСОВ, РОЩ И ПОЛЕЙ. О Н БДИТЕЛЬНО ОХРАНЯЛ ПАСТУШЬИ САДА ОТ ХИЩНИКОВ, ЗА ЧТО ПАСТУХИ ПОЧИТАЛИ ЕГО ПОД ИМЕНЕМ БОГА Л УПЕРКА ( ЗАЩИТНИКА ОТ ВОЛКОВ ) И ДЛЯ ЕГО УМИЛОСТИВЛЕННАЯ ПРИНОСИЛИ В ЖЕРТВУ КОЗЛОВ И КОЗ.
Б ОГИНЯ Ф АВНА П ОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ БОГИНИ Ф АВНЫ НАХОДИЛИСЬ ПОЛЯ И САДЫ, КОТОРЫЕ ОНА ЩЕДРО НАДЕЛЯЛА ПЛОДОРОДИЕМ, БУДУЧИ СУПРУГОЙ БОГА Ф АВНА И РАЗДЕЛЯЯ С НИМ ЕГО ЗАБОТЫ. Бог Вулкан С государственным культом огня и очага связано также почитание римлянами бога Вулкана. Женой его была прекрасная богиня Венера. Гении и Юноны У каждого римлянина был свой гений - божество, сопровождающее его в течение всей жизни, пробуждая человека тем поступкам, которые он совершал на жизненном пути.