По методическому пособию академика М.М. Поташника «Требования к современному уроку» (М.: Центр педагогического образования, 2007) Система принципов дидактики. Иерархия и взаимоотношения
Дидактика – наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах обучения. Дидактическая система - совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения Иерархия (греч. hierarchía, от hierós священный и arche власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Глоссарий
Принципы дидактики основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями
Принцип научности, связь с жизнью (Коменский) Систематичность, последовательность и преемственность в обучении (Коменский, Песталоцци) Доступность в обучении, природосообразность (Коменский, Дистервег, Ушинский) Принцип направленности обучения (Коменский) Наглядность обучения (Песталоцци) принципов дидактики Иерархия принципов дидактики
Оптимальное сочетание различных методов, форм и способов в обучении (Ушинский) Сознательность, активность, самостоятельность обучаемых при руководящей роли преподавателя (Коменский, Песталоцци, Дистервег) Создание комфортных условий в обучении (Каптерев) Развитие потребности и интереса в приобретении знаний, стимулирование положительного отношения к учению (Гербарт, Толстой, Каптерев ) Прочность знаний (Дистервег) Иерархия принципов дидактики
принцип воспитывающего обучения Классические принципы обучения принцип научности обучения связи обучения с практикой систематичности и последовательности доступности наглядности сознательности и активности прочности
принцип организации деятельности учащихся в информационной образовательной среде Парадигмальный принцип (ведущий)
принцип вариативности обучения.. принцип систематичности, последовательности принцип индивидуализации и активности принцип системности принцип доступности
Элективность Контекстный подход Развитие сотрудничества Принципы активного обучения
Переход от обучения к самообразованию. Гуманизация и гуманитаризация обучения предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Компьютеризация обучения. Интегративность обучения, учет межпредметных связей. Инновационность обучения. Принципы современной дидактики
1 - а) 2 – а) 3 – б),в) 4 – б) 5 – в),г), д),е) 6 - а) Ключ к тесту 7 – а) 8 – б) 9 – а) 10 – б) 11 – в) 12 – а)