ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ, или как объективно оценить уровень знаний учащегося Томилова Н.В. МОУ СОШ 47 г Барабинска
Оценочные шкалы (по В.В.Гузееву) Оценочные шкалы Количественные Относительные РанговыеДескриптивные Абсолютные Порядковые Образные Вербальные Рейтинговые Аналоговые Знаковые
Традиционная пятибалльная оценка: затрудняет индивидуализацию обучения; малоинформативна; может иметь травмирующий характер.
«Пятерка ли, тройка ли – обе одинаково бессодержательны в качестве меры развития. Это учитель представляет себе, за что ставит ту или иную оценку. Ученик же воспринимает оценку как полу мистическую реальность, которую он может интерпретировать весьма и весьма умозрительно». А.Кушнир
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ: фиксирует состояние ребенка РАЗВИТИЯ: фиксирует изменение состояния ребенка
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ: не стимулирует стремление к развитию РАЗВИТИЯ: стимулирует стремление к развитию
ОЦЕНКА ВЫЧИТАТЕЛЬНАЯ: фиксирует пробелы в знаниях, умениях, навыках НАКОПИТЕЛЬНАЯ: фиксирует наличие знаний, умений, навыков
ОЦЕНКА ВЫЧИТАТЕЛЬНАЯ: не предоставляет ученику право выбора задания и не учитывает индивидуальность ученика НАКОПИТЕЛЬНАЯ: предоставляет ученику право выбора задания и учитывает индивидуальность ученика
ОЦЕНКА СТАТИЧНАЯ: фиксирует состояние ребенка ДИНАМИЧНАЯ: фиксирует изменение состояния ребенка
ОЦЕНКА СТАТИЧНАЯ: не стимулирует стремление к развитию и не учитывает индивидуальность ученика ДИНАМИЧНАЯ: стимулирует стремление к развитию и учитывает индивидуальность ученика
«Полнота системы оценивания предполагает взаимную дополняемость качественных признаков» Андрей Остапенко, к.п.н.
Обязательные базовые текущие отметки Вычитательные - базовый уровень должен быть усвоен и оценен на 100%; Динамичные – отметки базового минимума можно пересдать; Оценки развития – ученик может двигаться в освоении базового минимума своим темпом.
Добровольные повышенные текущие отметки Накопительные – ученик может углублять и расширять знания в в тех пределах, насколько интересен и необходим ему данный предмет; Статичные – добровольный результат не требует пересдачи; Оценки состояния – участие в олимпиадах, конкурсах добровольное, но неизбежно школьники сравниваются друг с другом по признаку владения знаниями и умениями.
5 ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 1. Оценка базового уровня - обязательная, оценка повышенного уровня – добровольная. оценка повышенного уровня – добровольная. Итоговая отметка формируется из текущих. Итоговая отметка формируется из текущих.
5 ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2. Выставляемая в журнал добровольная отметка может быть только хорошей или отличной. или отличной.
5 ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 3. Учитель информирует учащихся о необходимых знаниях и умениях, соответствующих базовому минимуму по предмету и формах контроля.
5 ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4. Учитель информирует учащихся о возможности и условиях получения добровольных текущих отметок повышенного уровня. и условиях получения добровольных текущих отметок повышенного уровня.
5 ПРАВИЛ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5. Текущую обязательную отметку учащийся может пересдавать только один раз в срок, оговоренный учителем.
Томилова Наталья Владимировна учитель химии МОУ СОШ 47 г Барабинска