Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский
Решение задач по воспитанию ребенка предлагает целенаправленное изменение каждой конкретной человеческой личности. Это изменение не происходит само по себе. Для этого нужны соответствующая среда и условия. Это означает, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности. Воспитывает все : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Родители и педагоги воспитатели одних и тех же детей, и результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.
Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить четыре основные функции классного руководителя : ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого школой ; психолого - педагогическое просвещение родителей ; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность ; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным « жанром », чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей. Самой главной стороны - детей.
Анкета для родителей Фамилия, имя ребёнка. Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время? Какие игры предпочитает? С кем чаще общается? Как ведёт себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив)? Какие обязанности по дому выполняет (постоянные, эпизодические)? Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребёнка необходимо учесть мне как классному руководителю? Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка? Как чаще всего в семье проходят выходные и праздники? Знаете ли вы друзей вашего ребёнка, их родителей? Приходят ли к вам приятели сына/дочери? Какие затруднения вы испытываете в воспитании ребёнка? Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгость, требования, наказания, поощрения, дружеские контакты…) Ваши пожелания.
Памятка родителям пятиклассников. Особенности перехода из начальной школы в среднее звено. Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как очень важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что уже не маленькие. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. В 5 классе коренным образом меняются условия обучения, вследствие чего возрастает нагрузка на психику ученика. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику, и даже смена позиции старшего в начальной школе на самого маленького в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики ребенка. В адаптационный период дети могут стать более замкнутыми, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. Возможное снижение успеваемости в первые недели обучения в 5 классе, также обусловлено особенностями адаптационного периода. Как правило, адаптация к средней школе длится первые 2–4 недели учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей. Это поможет вашему ребенку более эффективно решать проблемы в школе. Воодушевляйте его на рассказ о школьных делах. Находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе : спрашивайте о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Формируйте у ребенка уважительное отношение к педагогам, прививайте любовь к школе. Не допускайте негативные высказывания об учителях и школе в его присутствии. При возникновении конфликтных ситуаций, помогите ребенку осмыслить свою позицию и принять верное решение. Пятиклассник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и ему необходимо научиться учитывать эти требования, преодолевать связанные с этим трудности. Поэтому важно, чтобы родители в нужный момент объяснили, с чем связаны эти различия, помогли ребенку справиться с возникающими трудностями. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий ( даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно ), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, обязательно помогите ему ( но не делайте за него задание ). Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за соблюдением этих установок. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость по этому поводу. И выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Преодоление сложностей адаптационного периода укрепит у ученика чувство взрослости, уверенности в себе. Важно только помочь пятикласснику освоить этот новый для него статус. Желаем Вам и Вашему ребенку успехов в средней школе !!!
Золотые правила воспитания для родителей Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства ; почаще ставьте себя на его место. Создайте условия для успеха ребенка ; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ Слова поддержки Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу ? Готов ли ты начать ? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему. Слова разочарования Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше. Эта идея никогда не сможет быть реализована. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Поддерживать можно посредством : отдельных слов ( красиво, прекрасно, здорово ). высказываний (« Я горжусь тобой », « Спасибо », « Все идет хорошо » и т. д.). прикосновений ( дотронуться до руки, обнять его и т. д.). совместных действий ( сидеть, стоять рядом и т. д.). выражение лица ( улыбка, кивок, смех ).
Умелая организация совместной работы школы и семьи позволяет школе иметь родителей – педагогических союзников, доброжелательных, заинтересованных помощников. Только такая система воспитания способна обеспечить гармоничное развитие ребенка.