Ж ИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А. А ХМАТОВОЙ (11 июня 1889 – 5 марта 1966)
На рубеже двух прошлых столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову. Запись о рождении Анны Горенко в метрической книге.
Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко, ставшего (после переезда в столицу) коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Её мать, Инна Эразмовна Стогова, состояла в отдаленном родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним. В 1890 году семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем, где за смелость и своенравие получила прозвище «дикая девочка». По её собственным словам: «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.»
Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи, в которой жил Пушкин»; при этом запомнился ей и Петербург «до трамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».
Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.
После "Четок" к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма
В период с 1923 по 1935 год Анна практически ничего не пишет. Критики называют Ахматову салонной поэтессой, и с 1924 года ее прекращают печатать. Поэтесса уходит с головой в изучение сочинений Пушкина и архитектуры Петербурга, занимается переводами. Этот период Анна называет переломным в своей судьбе и связывает его с личностью В. Шилейко – ее вторым супругом, благодаря которому в ее творчестве зазвучало больше философских нот. Осенью 1935 года Ахматова приступает к работе над «Реквиемом» ( ). Тогда же были практически одновременно арестованы Н. Пунин и Л. Гумилев. В 1939 году имя Анны Ахматовой, наконец, возвращается в литературу, и ее принимают в Союз писателей. В 1940 году выходит сборник из шести книг. В годы войны Ахматова находилась в Ленинграде, поэтому ее стихотворения были написаны от лица женщины из тыла.
После выхода постановления ЦК ВКП (б) О журналах «Звезда» и «Ленинград» Ахматова была исключена из СП и лишена продовольственных карточек, ее комната прослушивалась и регулярно обыскивалась. В 1949 году сына Анны вновь арестовывают и чтобы вызволить его из тюрьмы, Ахматова пишет цикл стихов «Слава миру», в которых восхваляется Сталин. Однако тиран не принял такую жертву, и Л. Гумилева выпустили на свободу лишь в 1956 году.
В последние годы жизни Ахматова получила собственное жилье, которого никогда не имела. Так у нее появляется возможность написать большой сборник «Бег времени», который включил в себя стихи за полстолетия.
К началу 1960-х образовался «волшебный хор» учеников Ахматовой, который сделал счастливыми последние годы жизни великой поэтессы. В 1964 году в Италии Ахматова была удостоена литературной премии «Этна-Таормина», а спустя полгода ей вручили мантию почетного доктора Оксфордского университета. Также она была выдвинута и на Нобелевскую премию.
Позднее творчество Анны Ахматовой можно описать как «шествие теней». Многие стихи, написанные после 1946 года, она посвятила английскому дипломату Исайе Берлину, вновь открывшему в ней творческие силы. Наконец вышла и «Поэма без героя», над которой Ахматова работала на протяжении двадцати двух лет.
Умерла Анна Ахматова ранней весной, а точнее 5 марта 1966 года в Москве. Отпевание было проведено в ее любимом Петербурге, а похоронили ее в поселке Комарово.