Составитель: Булычева Н. В. – воспитатель МДОУ д-сад с. Кигбаево
Готовность ребенка к систематическому обучению в школе 1. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья. 2. Социальная (личностная) готовность, которая представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, обусловленным ситуацией школьного обучения. 3. Психологическая готовность определяется воздействием следующих факторов: сформированности произвольного поведения, овладения средствами и эталонами познавательной деятельности и мотивационной готовности. 4. Педагогическая готовность -– это овладение ребенком основными учебными навыками: счетом, решением простых арифметических задач, чтением и письмом.
Нарушения фонематического восприятия: Затруднения в чтении; Грубые нарушения письма: - - пропуски, перестановки и замены букв.
Интенсивное развитие видов речевой деятельности: умений говорить, слушать, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения. Выработка правильной артикуляции и развитие фонематического восприятия. Повышение познавательного интереса и формирование мотивации к процессу обучения детей грамоте. Навыки звукового анализа слова и предложения (звук – слог – слово – предложение). Изучение родного языка с развитием коммуникативно-речевых и творческих способностей дошкольников.
Младший возраст (подготовительный этап) Развитие правильной артикуляции Развитие правильной артикуляции Развитие речевого слуха Развитие речевого слуха Развитие голосового аппарата Развитие голосового аппарата Знакомство с гласными, согласными звуками Знакомство с гласными, согласными звуками
Средний возраст Развитие фонематического восприятия Развитие фонематического восприятия Интонационное выделение звуков в словах Интонационное выделение звуков в словах Различение на слух твердых и мягких согласных звуков Различение на слух твердых и мягких согласных звуков Выделение первого звука в слове, подбор слов на заданный звук Выделение первого звука в слове, подбор слов на заданный звук
Старший возраст Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) Анализ слов по картинке-схеме – разбор трех звуковых, затем 4-х, 5-ти звуковых слов Анализ слов по картинке-схеме – разбор трех звуковых, затем 4-х, 5-ти звуковых слов Знакомство с понятием «предложение» Знакомство с понятием «предложение»
Определение количества слов в предложении - используются только полоски, обозначающие слова. (Сначала из 2-3 слов без предлогов. Потом до 4-5.) Определение количества слов в предложении - используются только полоски, обозначающие слова. (Сначала из 2-3 слов без предлогов. Потом до 4-5.) Деление слов на слоги - вначале берется только одно слово из 2-3 слогов. Деление слов на слоги - вначале берется только одно слово из 2-3 слогов. Заключительная схема : предложения делятся – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки, звуки – на гласные и согласные. Заключительная схема : предложения делятся – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки, звуки – на гласные и согласные.
Например, предложение Девочка поливает цветы. Раскладывается так: Девочка поливает цветы. Де-воч-ка по-ли-ва-ет цве-ты.
Этапы работы с детьми по грамоте
Воспитателю следует развивать языковые способности, которые способствуют успешности обучения грамоте; Основы любви и интереса к родному языку формируются с первых лет жизни, но осознаются детьми лишь тогда, когда у ребенка появляется абстрактная форма мышления, поэтому методы обучения грамоте следует сочетать с методами воспитания у детей интереса к книге, художественной литературе и родному языку; Занятия и задания, правильно организованные и проводимые в системе, должны способствовать всестороннему и гармоническому развитию личности ребенка в детском саду. Условия эффективности данной программы: