Тема занятия: Создание запросов в базе данных OpenOffice.org Base Дисциплина: Информатика и ИКТ Участники: студенты СПО/НПО Автор: Александрова Зоя Александровна преподаватель информатики Вид занятия: практическая работа
Повторение теоретического материала «Системы управления базами данных»
В современном мире человек получает огромное количество информации (считается, что каждые десять лет оно удваивается). С развитием информационных технологий появилась возможность создавать электронные хранилища данных – базы данных (БД). При этом важнейшей проблемой является не столько само хранение информации, сколько организация быстрого и простого поиска нужных данных. Эта задача решается с помощью специального программного обеспечения – систем управления базами данных (СУБД).
Создание базы данных состоит из трех этапов: 1. Проектирование БД. На этом этапе определяется структура таблиц БД и выбор первичных ключей. 2. Создание структуры. На этом этапе с помощью конкретной СУБД описывается структура таблиц, входящих в состав БД. 3. Редактирование БД. Заполнение таблиц базы данных конкретной информацией.Создание запросов.
База данных (БД) – организованная совокупность данных, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера, постоянного обновления и использования.
Примеры БД: книжный фонд библиотеки, кадровый состав предприятия (сотрудники), студенты и учащиеся колледжа, и так далее.
Система управления базами данных (СУБД)-это программа, позволяющая создавать базы данных, а также обеспечивающая обработку (сортировку) и поиск данных. К числу СУБД относятся: - FoxPro, Paradox(работают программисты), - СУБД Microsoft Access,OpenOffice.org.Base (ориентированы на пользователя, где создаются личные базы данных)
Функции: - поиск информации в БД - выполнение несложных расчетов - вывод отчетов на печать - редактирование БД
Основные объекты базы данных в OpenOffice.org Base: Таблицы Отчеты Формы Запросы
Таблицы- базовый объект БД, в них хранится вся информация. Остальные объекты создаются на основе таблиц.
Формы. Позволяют отображать данные таблиц и запросов в более удобном для восприятия виде, добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать и удалять существующие.
Отчеты. Предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.
Самопроверка по теме «Системы управления базами данных»
ТЕСТ на тему «Системы управления базами данных» 1. База данных - это: а) совокупность данных, организованных по определенным правилам; б) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации; в) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными; г) определенная совокупность информации. 2. Система управления базами данных - это: а) совокупность данных, организованных по определенным правилам; б) совокупность программ для хранения и обработки больших массивов информации; в) интерфейс, поддерживающий наполнение и манипулирование данными; г) определенная совокупность информации.
3. Таблицы в базах данных предназначены: а) для хранения данных базы; б) для отбора и обработки данных базы; в) для ввода данных базы и их просмотра; д) для выполнения сложных программных действий. 4. Для чего предназначены формы: а) для хранения данных базы; б) для отбора и обработки данных базы; в) для ввода данных базы и их просмотра; г) для автоматического выполнения группы команд; д) для выполнения сложных программных действий?
5. Без каких объектов не может существовать база данных: а) без отчетов; б) без таблиц; в) без форм. 6. В каких элементах таблицы хранятся данные базы: а) в полях; б) в строках; в) в столбцах; г) в ячейках? 7. Содержит ли какую-либо информацию таблица, в которой нет ни одной записи? а) пустая таблица не содержит ни какой информации; б) пустая таблица содержит информацию о структуре; базы данных; в) пустая таблица содержит информацию о будущих записях; г) таблица без записей существовать не может.
8. Какое расширение имеет файл (БД), созданная в OpenOffice.org Base. а) *.doc; б) *. mdb; в) *.odb. 9. Для чего предназначены отчеты? а) для ввода данных б) только для вывода данных в) для хранения данных в виде записей (строк) и полей (столбцов) 10. Какие режимы используется в в OpenOffice.org Base для создания таблиц? Выберите правильные варианты. а) режим Дизайна б) режим Мастера г) в режиме Дизайна и Мастера д) создание представления
абавбгбвба,б Правильные ответы
10 - отлично 9-8- хорошо 7-5 -удовлетворительно 5 и менее- неудовлетворительно
Запросы. – Осуществляют отбор данных из таблиц БД на основании заданных условий. Создание запросов в базе данных OpenOffice.org Base.
Для создания запросов используется Мастер
оператор значение условие удовлетворено, если = равно... содержимое поля совпадает с указанным выражением. неравно... содержимое поля не совпадает с указанным выражением. > больше чем... содержимое поля больше указанного выражения. < меньше чем... содержимое поля меньше указанного выражения. >= больше или равно... содержимое поля больше указанного выражения или совпадает с ним <= меньше или равно... содержимое поля меньше указанного выражения или совпадает с ним Основные операторы для создания запросов
Команда OpenOffice.org Условие удовлетворено, если… LIKE... поле данных содержит указанное выражение. NOT LIKE... имя поля не содержит указанного выражения. BETWEEN x AND y... имя поля содержит значение, лежащее между значениями X и Y. = TRUE... имя поля имеет значение TRUE. = FALSE... имя поля имеет значение FALSE.
Выполнение Практической работы
Цель работы: - Продолжить знакомство с объектами БД; - Научиться создавать запросы. Средства обеспечения занятия: Оборудование: ПК; ПО:ОС Windows, OpenOffice.org Base. Индивидуальные задания: Выполнить задание в соответствии с установленным порядком. Ответить в отчете на поставленные вопросы.
Порядок выполнения работы: 1. Создайте в базе данных OpenOffice.org Base.таблицу Класс и внесите в нее следующие поля (в режиме дизайна):
Порядок выполнения работы: 2. Перейдите в режим таблицы и заполните поля следующим образом: 3. Закройте таблицу и сохраните ее под названием Класс.
4. Ответить с помощью запросов на следующие вопросы ( создать запросы на основе таблицы Класс). В скобках после вопросов указаны названия полей, которые нужно вывести в данном запросе.
Запросы Поля в запросе 1 Кто родился в 1992 году?, Фамилия, Имя, Дата, Класс 2 Кто учится в 9 классе?, Фамилия, Имя, Дата, Класс, Улица 3 У кого номер дома меньше 10?, Фамилия, Имя, Улица, Дом 4 У кого фамилия начинается на букву Е?, Фамилия, Имя, Дата, Класс 5 Кто закончит школы в этом году?, Фамилия, Имя, Дата, Класс 6 Кто родился до ?, Фамилия, Имя, Дата, Класс, Дата рождения 7 У кого фамилия начинается с одной из букв от А до К, Фамилия, Имя, Дата, Класс 8 Кто из группы с серыми глазами занимается лыжами?, Фамилия, Имя, Дата, Класс, Хобби, Глаза 9 У кого карие глаза и этот человек не умеет вязать?, Фамилия, Имя, Дата, Класс, Хобби, Глаза 10 Список мальчиков группы?, Фамилия, Имя, Класс, Пол
Пример выполнения запроса 1 1) Выберите пункт Запросы. Используйте мастер для создания запросов. В появившемся окне выберите соответствующие поля (, Фамилия, Имя, Дата, Класс) и сохраните под нужным именем( Кто родился в 1992 году). 2) Откройте получившийся запрос правой кнопкой мыши(изменить).
3) Под нужным пунктом(дата рождения) наберите условие(BETWEEN # # AND # #), сохраните и запустите.
Физкульминутка 1. Сядьте спокойно и закройте глаза. - Теперь вспоминайте сколько окон в кабинете? - Вспоминайте во что одет сегодня твой сосед? - Вспоминайте какого цвета жалюзи в кабинете? - А теперь откройте глаза и проверьте свою внимательность 2. Встаньте и сделайте 2-3 приседания. 3. Теперь сели за компьютеры и работаем дальше.
Контрольные вопросы: 1) База данных это... 2) Для чего нужны запросы? 3) Система управления базами данных это...