Тема: Свет пряничного коня. Тема : Свет пряничного коня
Цели урока: Научиться аналитическому восприятию художественного произведения Обучать сравнивать и делать выводы на основе сравнения с использованием «Сводной таблицы» и делать выводы. Продолжить обучение составлению «Синквейна». Научиться выделению необходимой для урока информации из презентуемого материала. Уметь ставить «тонкие» и «толстые» вопросы. Развивающие: Развивать образное мышление. Развивать творческие способности. Воспитательные: Воспитывать в себе толерантное отношение к землякам, родному селу, друзьям, бабушке и дедушке, родителям. Научиться видеть красоту окружающего мира. Усвоить понятие нравственного и безнравственного поведения, самооценки, самоутверждения. Усвоить понятие «совести» как внутреннего мерила человеческих поступков. Усвоить, что детская пора человеческой жизни оказывает влияние на всю последующую жизнь. Научиться неоднозначности суждения о людях.
«Тонкие» и «толстые» вопросы О ком…? Почему…? Что…? Какой…? Объясните, почему…? Как звали…? В чем различие…? Было ли…? Что, если бы…?
«Тонкие» и «толстые» вопросы О ком рассказывает автор? Что значил для героя пряничный конь? Какой это свет исходит от пряничного коня? Как звали мальчика? Было ли это событие важным? Почему бабушка подарила внуку коня? В чем различие 2-х семей, изображенных в рассказе? Что, если бы бабушка не подарила пряник конем?
Мир детства, с ним навечно расставанье, Назад ни тропок нету, ни следа. Тот мир далек, и лишь воспоминанья Все чаще возвращают нас туда. Кайсын Кулиев.
« Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка» - так рассказывает герой рассказа «Звездопад» Мишка Ерофеев. « Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка» - так рассказывает герой рассказа «Звездопад» Мишка Ерофеев.
Именно так родился и сам писатель - при свете лампы в ночь 2 мая 1924 года в сибирском селе Овсянка на берегу реки Енисей. Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать: она утонула в Енисее. Река отметиной пройдет по всем его произведениям. Он напишет о ней свои лучшие книги и в каждой из них помянет свою маму Лидию Ильиничну.
: « Если бы мне было дано повторить свою жизнь, я бы выбрал ту же самую... И лишь одно я бы попросил у своей судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь». Об отце писатель вспоминает с жалостью и мужественной прямотой: « Папа мой, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и маленько хвастун».
« Последний поклон». В этой книге Виктор Петрович собрал, как в большой избе, всю свою родню, всех земляков, чтобы согреть нас, читателей, воспоминаниями о своем детстве и своей родне. В книге – 15 рассказов: «Мальчик в белой рубашке», «Гори, гори ясно», «Зорькина песня», «Ночь темная – темная», «Монах в новых штанах», «Осенние грусти и радости», «Конь с розовой гривой» и другие. Герой этих рассказов – деревенский мальчик Витя.
. Бабушка Екатерина Петровна. В деревне ее называли «генеральшей» за крутой нрав и справедливый характер. Именно она научила внука почитать людей.
Семья Витьки Линии сравнения Левонтьевская семья Состав семьи Семейный уклад, порядки Отношение к вере Отношения старших и младших членов семьи Нравственные качества Отношение к труду Отношение к чужой собственности Отношение к природе Дом
Дополнение к выводам по таблице Можно ли однозначно судить о семьях? Что мы узнаем об этих же людях из других рассказов, вошедших в книгу «Последний поклон»? Может быть, не нужно дружить с такими, как Санька? Какое качество Вити заслуживает особого уважения? Кем заложено это качество?
СОВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.( Словарь Ожегова)
Синквейн 1. Отражение темы или предмета, явления(одно существительное или причастие) 2. Описание предмета( 2 прилагательных или причастия) 3. Характеристика действий(3 глагола) 4. Фраза из 4 значимых слов, которые выражают ваше отношение к предмету 5.Синоним, обобщающий или расширяющий основное содержание, смысл темы.
СИНКВЕЙН Конь Пряничный, с розовой гривой, Напоминает, радует, учит Почитать людей, близких и лучшее в себе Свет детства.