Автор: Нагорнова Елена Александровна, учитель технологии, МОУ «СОШ 108»
- закрепить навыки, полученные при изучении раздела Основы композиции одежды; - развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус; - познакомиться с существующими пропорциями в одежде; - научиться определять свои пропорции, своих друзей, знакомых по внешнему облику (одежда, фигура, прическа и т. д.).
Что такое «композиция» костюма? Какие Вы знаете линии в одежде? Какие Вы знаете типы фигур человека?
Пропорции – это определенное соотношение частей (форм) модели между собой и с моделью в целом. Чтобы найти правильную пропорцию между частями модели – это значит, надо определить, какое деление целого на большую и меньшую части допустимо, чтобы при этом большая часть не казалась слишком большой, а меньшая – чрезмерно малой.
«В 1790 году на балах в Петербурге дамы появлялись в платьях из белого шелка. Длинная юбка из длинных полотнищ собрана сзади и пришита к лифу. Лиф укорочен, шнуруется в подкладке на спинке, шлейф прикреплен или ко шву, соединяющему лиф с юбкой, или к обшивке выреза…». («Русский костюм гг.». М.: Изд. Всероссийского театрального общества, 1960). (Речь идет о стиле «Ампир»).
В годах крестьянки пригородных деревень Петербурга носили платья и душегреи из сукна с завышенной талией.
Многообразие одежды в значительной степени достигается изменением пропорций целой вещи и ее составных частей. Новая эпоха, новые материалы породили новые модели с новыми пропорциями, более приемлемыми для современного человека. Изучая одежду различных эпох, можно сделать некоторые выводы: - геометрическая закономерность определяет как композицию, так и пропорции фасона; - благодаря законам пропорциональности размеры частей одежды взаимосвязаны и образуют возрастающую или убывающую прогрессию.
платье с укороченной линией юбки зрительно укорачивает полную фигуру; та же фигура в более длинном платье, где удачно найдена пропорция длины и ширины, выглядит более выигрышно; та же фигура в платье той же длины, но более широком, производит впечатление квадратной; то же платье делает ниже и пропорциональнее высокую худощавую фигуру; та же фигура в облегающем удлиненном платье выглядит еще более высокой.
1) Тождество (полное сходство) – пропорция, при которой соотношение частей между собой 1:1 (это есть сходство, равенство)
2) Нюанс (больше сходства, чем различия) – пропорция, при которой соотношение частей и форм между собой 1:1,5; 1:1,7; 1:2
3) Контраст (борьба противоположностей) - пропорция, при которой соотношение частей и форм между собой 1:3; 1:4; 1:5; 1:6; 1:7; 1:8
4) «Золотое сечение» - это такое деление на части, при котором меньшая часть относится к большей так, как большая ко всему целому. От того, где расположены линия талии, линия низа изделия, зависит общее впечатление и зрительное восприятие костюма, а, следовательно, и фигуры в целом. Для достижения более гармоничных сочетаний эти линии, а особенно линию низа изделия – измеряют. баска = лиф 2 = 3 лиф жакет 3 5 баска = вид.ч. юбки 2 = 3 вид.ч.юб. к юбке 3 5 вид.ч. юбки = жакет _ 3 = 5 жакет ко всему цел. 5 8 лиф = юбка _ 3 = 5 юбка ко всему цел. 5 8
Определяя наиболее удачные пропорции в модели, художник не только решает вопросы ее длины, объема, размеров деталей. Он ставит перед собой гораздо более широкую задачу: найти такие линии и форму, которые бы явились пусть маленьким, но вкладом в искусство моделирования и отражали общее перспективное направление моды.
Используя знания, полученные на уроке, а также ранее, нарисовать одежду, в каком-то одном, выбранном виде пропорций, подходящей вам лично
Список используемой литературы 1. В.Д. Симоненко. Учебник для уч-ся 8 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) - М.: Вентана-Граф, Я сама делаю выкройки.- М., «Внешсигма», Основы моделирования. – М.: «Внешсигма», «Высокая мода. Секреты дизайна» - изд. «Современное шитье», Журналы мод: «Ателье», «Burda», «Offisiel», «Cosmopoliten» и др. 6. Бердник Т. О. «Дизайн костюма». – Ростов н/Д: Феникс, 2000.