Когда ребенок, читая вслух, будет произносить слова не так, как они пишутся, а так, как они говорятся, это и будет означать, что он научился читать бегло.
Развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление. Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребенка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
- зрительное восприятие (« поле зрения ») - понимание прочитанного
- звуко - буквенный путь обучения, который предполагает чтение и восприятие слов, а не смысла ; - низкий уровень концентрации внимания и памяти ( прочитав три - четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения.) - сниженный объем оперативного поля зрения ( не секрет, что многие дети видят одновременно только 2 -3 буквы ) - привычка узнавать слова только при условии проговаривания. - скудный словарный запас ; - отсутствие ясной цели чтения.
По мнению ученого - педагога Н. А. Зайцева, именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.
1. Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных. АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ … АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ … З - С - Ж, Ш - Ж - С, С - Ч - Щ … Б - В - Г - Д - Ж - З, П - Ф - К - Т - Ш - С … Ба - бя по - бё бу - бу бэ - бе би-би За - зу зу - зу зу - зу зэ - же ты - из Тра - тру - тру - три ; бра - бра - бра - бри 2. Чтение чистоговорок. Жа - жа - жа – есть иголки у ежа. Жу - жу - жу – молока дадим ежу. Ло - ло - ло – на улице тепло. Му - му - му – молока кому ? Ко - ко - ко – пейте, дети, молоко. 3. Чтение и четкое проговаривание скороговорок. · Утрум, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. · От топота копыт пыль по полю летит. · Шел Егор через двор с топором чинить запор. · Проворонила ворона вороненка.
1. Сравнение парных картинок, отличающихся по нескольким признакам 2. Игра « Что пропало ?» 3. Приём « фотографирования » картинок 4. Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем рапоту с запоминания четырех букв. В Л О Н 5. Прием фотографирования слов.
1. Чтение слов с пропущенными буквами. 2. Чтение слов с перепутанными буквами ( ФИТЛУ НЁКЛ ) 3. Чтение рассказув с пропущенными буквами в окончаниях. Гроза. Гроза надвига …. Огромная лиловая ту … медленно выплыва … из - зале …. Сильный ветер за гуд … в выши …. Дере … забушева …. Крупные кап … дож … резко застучал … по листь …, но вот солн … опять засия …. Как всё за сверка … вокруг. Как пахнет жемляни … игры …
4. Чтение текстов с пропущенными словами. Над городом повисли снеговые …. Вечером началась …. Снег повалил польшими …. Холодный ветер выл, как дикий …. На конце пустынной и глухой … вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно …. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и … ей идти. 5. Зрительные диктанты. Тает снег. Непо хмурое. Трещат мороты. Наступила осень.
5. Прием щадящего чтения. 6. Ежедневный само замер скорости чтения. 7. Чтение про себя.
Беглое чтение не самоцель, а инструмент, без которого ребенку очень трудно учиться дальше.