Роль устных упражнений в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики
Постановка проблемы §Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребёнок, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
Цели: §1. Создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием: - устойчивых познавательных интересов; §- умений; §- навыков мыслительной деятельности; §- качеств ума; §- творческой инициативы; §- самостоятельности в поисках способов решения задач. §2. Придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер. §3. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Задачи: §1. Выявить взаимосвязь между развитием логического мышления и способностью успешного восприятия учебного материала; §2. Изучить методическую литературу и опыт работы учителей по использованию устных упражнений на уроках математики, внеклассных и домашних занятиях; §3. Подобрать серию устных упражнений, нацеленных на развитие логического мышления учащихся; §4. Проверить эффективность данных упражнений в практике работы.
Методы исследования: §1. Теоретический анализ психолого- педагогической литературы. §2. Наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе. §3. Экспериментальный метод.
§Формы и методы работы Формы работы: работа в парах; работа в группах; индивидуальная работа; коллективная работа. Методы обучения: словесные; наглядные; практические; частично-поисковые; метод моделирования.
Педагогический эксперимент §Цели и задачи эксперимента: §1. Выявить уровень развития логического мышления младших школьников на начальном этапе. §2. Составить и провести серию устных упражнений для повышения уровня логического мышления учащихся начальных классов. §3. Провести диагностику уровня развития логического мышления младших школьников. §4. Проверить эффективность устных упражнений в практике работы. §5. Сделать соответствующие выводы по использованию в учебном процессе на уроках математики устных упражнений и определить их роль в развитии логического мышления младших школьников.
Анализ обследования. Сравнительная диаграмма §Из 240 баллов (100%) в начале 2 класса было набрано 114 баллов (48%). §Из 240 баллов (100%) в конце 2 класса было набрано 180 баллов (75%). §Из 240 баллов (100%) в конце 4 класса было набрано 185 баллов (77%).
Заключение §1. Необходимо предусмотреть устные упражнения, направленные на развитие логических приёмов мышления, необходимые для работы с планируемым учебным материалом. §2. Применять устные упражнения нужно систематически. §3. Устные упражнения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся 4. Вооружив детей логическими приёмами мышления, мы научим их главному - мыслить.