Давление газа (7 класс) Разработала Жижимонтова Т.Г. Учитель физики МАОУ СОШ 8 города Тюмени
Цели и принципы урока Цели: Сформировать понятия давление газа, зависимости давления газа от температуры, объема, числа молекул. Развить умения наблюдать и объяснять закономерности окружающего мира, понимать других людей, применять полученные знания на практике. Воспитание культуры общения, важности процесса познания. Принципы: сотрудничество, деятельный подход.
1)Прибор для наблюдения броуновского движения, осветитель. 2) Шприц и резиновый шарик. 3) Жидкостный манометр, шар из стекла, нагреватель. 4) Электронный учебник. Formoza. Библиотека наглядных пособий ( анимация – «Поведение молекул газа, жидкости и твердого тела»). 5) Физикон Учебное электронное издание (видео мультфильм – «Давление газа»). 6) Пластиковая бутылка, сосуд с горячей водой. 7) Тесты «Давление твердого тела» и «Давление газа». 8) Плакат «Пневматический инструмент». Оборудование
А. Закон для вычисления давления 1. давление уменьшилось Б. Единица измерения давления 2. давление увеличилось В. При уменьшении силы, действующей на тело 3. давление может уменьшиться, а может увеличиться Г. При уменьшении площади опоры 4. 1 Па = 1Н 1 м 2 Д. При уменьшении силы, действующей на тело, и увеличении площади опоры 5. р = F S 6. F = рS 7. 1Па = 1Н 1 кг 1.Актуализация. Привести в соответствие части фразы (А,Б,В,Г,Д) и (1,2,3,4,5,6,7).
Обмен тетрадями и проверка теста. А - 5 Б – 4 В – 1 Г – 2 Д - 3 Обсуждение результатов. Взаимоконтроль теста
Нарисуйте расположение молекул газа и дай ответы на вопросы. Как расположены молекулы газа? Как двигаются молекулы газа? Сильное или слабое взаимодействие между молекулами газа? Сохряняют ли газы свой объем и имеют ли свою форму?
2. Добывание новых знаний. Газы заполняют весь сосуд в котором находятся. Газы оказывают давление на дно и стенки сосуда Задачи урока Чем вызвано давление газа? Как работают отбойный молоток и пневматический тормоз?
Демонстрация опыта. Пластиковую бутылку окунуть в горячую воду, достать и открутить пробку. Создание проблемной ситуации: Почему бутылка вначале сжалась, затем распрямилась? Мотивация
Наблюдаем и делаем выводы Давление газа вызвано ударами молекул о стенки сосуда. Число ударов молекул воздуха в комнате о поверхность площадью 1 см 2 за 1 с выражается числом кратным Опыт 1 - по наблюдению давления газа (модель)
Наблюдаем и делаем выводы Как изменилось число молекул снаружи и внутри шарика? Как изменилось давление газа снаружи и внутри шарика? Почему шарик раздулся?
По плану «Учусь наблюдать» проводим опыт и делаем выводы Увеличивайте и уменьшайте объем воздуха в трубке, наблюдая за движением шарика, сделайте вывод о зависимости давления газа от объема. шарик сосуд поршень
Проводим опыт и делаем выводы Нагреваем колбу над плиткой. Что произошло с шариком? Почему? Как зависит давление газа от температуры? сосуд шарик плитка
Подведем итоги Давление газа создается ударами молекул о стенки сосуда Давление газа тем больше, чем больше число молекул в газе, при прочих равных условиях. Давление газа тем больше, чем меньше объем газа, при прочих равных условиях. Давление газа тем больше, чем выше температура газа, при прочих равных условиях.
Прочитай параграф 6 «Пневматические инструменты» стр. 179 учебника. Используя план обобщенного характера «Прибор» приготовь рассказ о применении давления воздуха при работе отбойного молотка и пневматического тормоза. 3. Учимся применять новые знания.
4. Рефлексия 1 вариант. 1. При уменьшении объема газа его давление…при условии, что масса и температура газа остаются неизменными. А. увеличивается. Б. уменьшается. В. не изменяется. 2. Давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем …температура газа, при условии, что масса и объем газа не изменяется. А. ниже. Б. выше. 3. Справа и слева от поршня находится воздух одинаковой массы. Температура воздуха слева выше, чем справа. В каком направлении будет двигаться поршень, если его отпустить. А. слева направо. Б. справа налево. В. поршень остается на месте. 2 вариант. 1. При увеличении объема газа его давление…при условии, что масса и температура газа остаются неизменными. А. увеличивается. Б. не изменяется. В. уменьшается. 2. Давление газа тем больше, чем…молекулы ударяются о стенки сосуда. А. реже и сильнее. Б. чаще и сильнее. В. чаще и слабее. 3. В цилиндре с газом посередине находится подвижный поршень. Что можно сказать о давлении газа слева и справа от поршня, если поршень неподвижен. А. справа больше. Б. слева больше. В. слева и справа одинаково.
1 вариант 1 – А 2 – Б 3 – А 2 вариант 1 – В 2 – Б 3 – В Самоконтроль теста.
Параграф 35, 467,465, сообщение или презентация на тему «Давление газа в технике и природе», изготовить модель устройства на основе действия давления газа. Домашнее задание
Печатные издания: А.В.Перышкин Физика 7 класс Москва Дрофа 2009 В.И.Лукашик Е.В.Иванова Сборник задач по физике 7-9 Москва Просвещение 2005 В.А.Волков С.Е.Полянский Поурочные разработки по физике 7 класс Москва ВАКО 2005 Источники информации
Электронные издания: Физикон Учебное электронное издание jj._otbojjnyjj_mo… jj._otbojjnyjj_mo… gas gas gaza/Molekuly-gaza.html gaza/Molekuly-gaza.html Спасибо за внимание!