Подготовила: учитель начальных классов Степанычева С.В. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
"Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях". К.Д. Ушинский.
1) идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог; 2) результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определённый промежуток времени; 3) процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).
Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Изучение внутреннего мира учащихся, отношении, общения и деятельности в ученическом коллективе 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива 2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нём деловых и межличностных отношений. 3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлечённых в жизнедеятельность классной общности. 4. Определить эффективность учебно-воспитательного процесса. 1.Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений учащихся класса. 2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение». 3. Тестирование сформированности коллектива по методикам, «Какой у нас коллектив», «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!», состояния межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моём классе». 4. Смотр сочинений «Моя семья», «Огонёк», «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи». 5. Тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреева «Удовлетворённость учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения». Направления деятельности в воспитательной системы начальной школы
Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности ученического коллектива. 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нём, привлекательный для членов классного сообщества. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива. 1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет ученика», ролевая игра «Планета друзей», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться». 2. Игра «Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети =?», творческое дело «Устав класса», конкурс «Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра». Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию воспитательно- развивающей среды личности ребёнка. 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. 1. Праздник именинников, экскурсии в природу, игра «Узнай своё поручение», коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным островам. 2. «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пёстрых дел».
ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА Близкая - поход; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставки; экскурсия; Средняя - коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; Далёкая - успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде установления традиции или весомого вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории.
I этап (1 класс) – проектирование системы (преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личных характеристик членов классного сообщества); II этап (2 класс) – становление системы (особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива); III этап (3 класс) – стабильное функционирование системы (активное развитие самоуправленческого начала); IV этап (4 класс) – завершение функционирования или коренное обновление системы (характерны две тенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива; вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности класса).
Формы Мероприятия I уровень (1 класс) Беседы Классные часы Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов Спортивные соревнования Сюжетно-ролевые игры Проектная деятельность «Здравствуй, школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодится», «Твоё здоровье». Программа «Школа гражданского становления личности». «Что значит - быть учеником?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Краеведческая конференция», «Новогодняя сказка», «Прощание с Азбукой»; конкурсы рисунков «Осторожно, дорога!» «Зимняя сказка»; конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Весёлые старты» «Масленица», «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки», «Правила безопасности», «Музей народного быта». «Я - гражданин России», «Познаём мир вместе». Действия педагога, направленные на достижения воспитательных результатов. Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий.
Формы Мероприятия II уровень (2-3 класс) Беседы Классные часы Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов Спортивные соревнования Сюжетно-ролевые игры Учебно-исследовательские конференции Проектная деятельность «Здравствуй, школа», «Все мы - дружная семья», «Как появилась религия?», «Что такое - Конституция?» Программа «Навыки жизни» Цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»; «Все мы разные, но все мы равные», «С детства дружбой дорожи», «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Моя любимая книга». Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Именины школы», «Новогодняя сказка», «Милая мама». Конкурсы рисунков «Осторожно, дети! (по ПДД)», «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Весёлые старты» «Масленица», «Вперёд, мальчишки», «Красный, жёлтый, зелёный (по ПДД)», «Вместе весело шагать», «Мои друзья». «Краеведческая конференция» «Мир моих увлечений», «Познаём мир вместе».
Формы Мероприятия III уровень (4 класс) Беседы Классные часы Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов Спортивные соревнования Сюжетно-ролевые игры Учебно-исследовательские конференции Проектная деятельность «Воспитай себя», «Добрым быть совсем не просто», «Мир человеческих чувств», «Для чего нужна религия?», «Россия-Родина моя!», «Государственное устройство России», «Мир профессий». «Я гражданином быть обязан», «Край любимый, край родной», «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой», «Труд и воспитание характера», «Что значит- быть полезным людям?» Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «День матери», «День Памяти». Конкурсы рисунков «Осторожно, дети! (по ПДД)», «Зимняя сказка», «Береги здоровье». Конкурс чтецов «Салют, Победа!» Спортивные соревнования «Весёлые старты» «Масленица», «А, ну-ка, мальчики», «А, ну-ка, девочки», «Безопасное колесо», «Мир моих увлечений». «Краеведческая конференция» «Я - гражданин России», «Познаём мир вместе».
Диагностика обучающихся начальной школы Класс Задачи Форма диагностики 1 класс Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника класс Особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребёнка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звёзды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим». 4 класс Изучение самооценки детей младшего школьного возраста.Методика «Оцени себя».