Урок развития речи в 7 классе Учитель Лебедева Евгения Игоревна, МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа
Какие типы речи мы знаем? описание повествование рассуждение описание природы описание внешности описание интерьера
1. Вспомните, описание каких действий вам встречались в художественной литературе? (И.С.Тургенев «Муму»; Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.М.Горький «Детство»)
2. Уместны ли описания действий в других стилях речи, кроме художественного? Разговорный стиль – рассказ, например, о рыбалке, приготовлении пищи; Официально-деловой стиль – инструкции, например, по работе с различными механизмами; Научный стиль – описание порядка действий, например, в лабораторной работе; Публицистический стиль – например, репортаж о спортивном соревновании.
Какая часть речи «помогает» описывать действия? Сделал набросок … Нарисовал… Раскрасил… Посмотрел на рисунок…
Задача: проследите за действиями учителя и, когда он скажет слово «всё», запишите, что и как делал учитель с момента начала игры. Учитель неторопливо подошёл к своему столу, присел на стул, аккуратно разложил на рабочем столе необходимые для работы предметы: журнал, учебники, тетради. Потом поднял голову, весело улыбнувшись, взглянул на ребят. Порывисто встал, решительно подошёл к доске и записал: «Всё». Какие наречия используются для описания действий в данном тексте?
- Как человек готовится к действию? Как он выглядит при этом? - Что он делает сначала? - Что делает потом? Что изменяется в его внешности при этом? - Чем заканчивается действие? Как человек переживает результаты своего действия, своего труда?
к последовательности действий (сначала, потом, затем, тотчас, немедленно, после) к характеристике работы (точно, умело, аккуратно, тщательно, мастерски) к отношению к работе (бережно, настойчиво, осторожно, ловко, уверенно, сильно, старательно, внимательно)
Дело мастера боится. Без туда не вытащишь и рыбку из пруда. Без труда нет добра. Где работают, там и густо, а в ленивом дому пусто. Делу - время, потехе – час.
Задание: понаблюдать, как трудятся взрослые на работе или дома и написать сочинение-описание действий.
Используемая литература: 1.Н.В.Егораева.Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. Москва, «ВАКО», 2006 г.