Системно – деятельностный подход на уроках географии, как средство формирования межпредметных компетенций. Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Основная цель системно- деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Воспитывающая Личностные результаты Развивающая Метапредметные результаты Обучающая Предметные результаты
Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Активные методы обучения Неимитационные Имитационные игровые не игровые проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи и т.п. коллективная мыслительная деятельность;
Работа в группах (самопроверка) Работа в группах (самопроверка) С помощью информационных технологий С помощью информационных технологий Проверка знаний в игровой форме Проверка знаний в игровой форме
Метапредметные компетенции: - ориентация учащихся в различных областях; - общеучебные умения информационно-логического характера; - организация собственной учебной деятельности; - основные универсальные умения информационного характера; - использование средств информационных и коммуникационных технологий; - принятие решений и управление; - формирование навыков исследовательской деятельности; - взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности. 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. Уроки «открытия» нового знания;2. Уроки рефлексии;3. Уроки общеметодологической направленности;4. Уроки развивающего контроля.