Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида 2230 Педагог-психолог Зеленская Наталья Александровна
Адаптация - это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни или условиям среды. Для адаптационного периода характерны: -нарушения эмоционального состояния (эмоциональная напряженность, плаксивость, тревожность, капризы, стремление к уединению или, наоборот, повышенная потребность во внимании взрослого, отсутствие интереса к окружающему, отсутствие желания вступать в контакт со сверстниками, появление нежелательных привычек и т.д.); -нарушения психофизического состояния (нарушение сна, снижение аппетита, вялость, снижение речевой активности, повышенная чувствительность к заболеваниям и т.д. В худшем случае - нарушения невротического плана).
Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. При легкой адаптации (благоприятной) в течение месяца у ребенка нормализуется поведение по тем показателям, о которых мы говорили выше, он спокойно или радостно начинает относиться к детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного, и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливаются речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2-3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести (условно благоприятной) нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются через дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, "тени" под глазами, "пылающие" щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции. Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации (неблагоприятной). Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек
- Состояние здоровья и уровень развития ребенка; - Возраст (оптимальный – 3 года); - Степень сформированности у ребенка предметных действий; - Умение общаться с окружающими; - Навыки самостоятельности; - Отношения с ровесниками.
1.Психологическое просвещение педагогов и родителей (консультации, памятки, беседы, оформление стендов); 2.Анкетирование родителей 3.Разработка индивидуальных рекомендаций для родителей детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи; 4.Разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода. Обучение воспитателей приемам психопрофилактики. 5.Наблюдение за детьми в период адаптации. Активная помощь психолога. 6.Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе 7.Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка 8.Коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми, организация взаимодействия со специалистами и родителями 9.Реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации 10.Организация совместных прогулок вместе с воспитанниками ГБОУ (июнь).
-Развивайте навыки самостоятельности (заблаговременно позаботьтесь о формировании навыков самообслуживания: пить из чашки, держать ложку, уметь (или хотя бы проситься) в туалет и т.д. Продумайте одежду для ребенка); -Приучайте к детскому коллективу (прогулки на детских площадках, наблюдения за играми других детей (желательно, в детском саду); -Укрепляйте иммунитет ребенка (впереди лето – отличная возможность для укрепления здоровья); - Режим дня. Постарайтесь, чтобы режим дня вашего ребенка был максимально похож на режим дня в детском саду. Привычки (заблаговременно избавьтесь от сосок, пустышек и т.д. Завершайте грудное вскармливание или приучите ребенка только к утренним или вечерним кормлениям); -Оставляйте ненадолго малыша с другими взрослыми (бабушки, дедушки, тети, дяди, подруги и т.д.; -Будьте готовы к тому, что ребенок будет болеть; -Не устраивайтесь на работу в первые месяцы посещения ребенком детского сада (если есть возможность); -Сказки и истории, совместные игры, инсценировки и т.д.; -Научите ребенка самостоятельным играм и занятиям.
-По телефону детского сада ( ); -Ответить на ваши вопросы по (почта детского сада, (личная -На индивидуальных консультациях (по четвергам ) по Вашей инициативе по вопросу подготовки ребенка к детскому саду (апрель-июнь); -На совместных прогулках в июне (для тех, кто уже оформил медицинскую карту и по предварительной договоренности);