Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС Попова Светлана Николаевна, заместитель директора по учебной работе
1- краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации; ФОРМЫ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА 2- структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся; 3- системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения; 4- дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
5- психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа); 6- аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока. использование развивающих методов на уроке; изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся; пути развития познавательного интереса; формирование общеучебных умений и навыков у школьников; проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; организация проблемного обучения на уроке и т.п. Примеры аспектов урока: реализация учителем триединой задачи урока. использование развивающих методов на уроке; изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся; пути развития познавательного интереса; формирование общеучебных умений и навыков у школьников; проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся; организация проблемного обучения на уроке и т.п.
Цели анализа урока Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся Инструктирование педагога Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса Выявление системы работы учителя Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе Применение педагогических технологий Работа над целеполаганием
Уровни проведения урока Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата. Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.
Критерии и показатели анализа урока с позиций требований ФГОС 1)Соответствие структуры урока положениям СДП: наличие мотивационного, рефлексивно-оценочного этапов, участие учащихся в целеполагании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. 2) Направленность деятельности учащихся на формирование УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. 3) Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся. 4) Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения. 1)Соответствие структуры урока положениям СДП: наличие мотивационного, рефлексивно-оценочного этапов, участие учащихся в целеполагании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. 2) Направленность деятельности учащихся на формирование УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. 3) Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся. 4) Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 1. Целеполагание. А) Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям формирования стандарта и программы; Б) Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД; В) Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД. 2. Содержание. А) Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК. Б) Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК. В) Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты. 3. Логика организации УД (учебной деятельности) А) Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов. Б) Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени. В) Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. 4. Методы организации УД А) Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Преобладают репродуктивные методы. Б) Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична. В) Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально, учтены индивидуальные особенности учащихся. Отражается своеобразие методической концепции УМК.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА 5. Формы организации УД А) Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности. Б) Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную. В) Творческое преломление известных форм организации учебно- познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности. 6. Организация контрольно-оценочной деятельности. А) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер. Б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки. В) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания. 7. Результаты проведенного урока А) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД прослеживается очень слабо. Б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже. В) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД. Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.