Как вы понимаете слова: «товарищ», «друг», «одноклассник»? В чем разница между этими понятиями? Свой ответ поясните.
Объясните поговорку, как вы понимаете ее смысл? «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Тема урока: «Одноклассники, сверстники, друзья».
Задание: 1. В учебнике на стр. 65 прочитайте текст из рубрики «Жил на свете Человек». 2. Объясните основную мысль текста; 3. Озаглавьте текст; 4. Найдите в тексте подтверждение мысли: «Стать достойным человеком Л.С. Понтрягину помогли не только сила воли и старание, но и забота друзей». 5. Кто еще помогал и поддерживал мальчика? Задания выполните в парах.
«Слово лечит, слово ранит»
Картина «Спорщики» Художник А.С. Епишин. Ответьте на вопросы устно, объединившись в группы по 4 человека: 1. Что можно сказать об атмосфере, в которой проходит спор? 2. Каково поведение его участников? Отвечает один человек от группы. Ответ должен быть развернутым и обоснованным.
Какой ты, друг? Слово «товарищ» произошло от термина «товар». Поначалу товарищами называли себя купцы, связанные единым делом, единым (похожим товаром). Позднее слово «товарищ» означало «боевой соратник». Слово «друг» произошло от слова «другой», не такой, как ты. Другой совсем не должен тебя любить, понимать, уважать, поступать как ты, иметь одни с тобой мысли, похожие интересы. Он, может быть, твоей противоположностью. Но ты его принимаешь таким человеком, какой он есть.
Исходя из понятия слова «друг», самостоятельно сформулируйте определение к слову «дружба». «Дружба – это…».
«Дружба – это отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов. Она играет очень важную роль на всех этапах жизни человека». «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности» Сократ «Не избегай друга, в беде находящегося» Менандр «Настоящая дружба правдива и отважна» Байрон Д.
Чему учит каждая из этих поговорок? В чем их смысл? «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» «Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает» «Дружбу водить-так себя не щадить»
Объединившись в пары, самостоятельно сформулируйте основные принципы дружбы (не менее 3 х) :
Вывод: Дружеские отношения играют важную роль на всех этапах жизни человека. Детская и подростковая дружба имеют свои особенности. Умение хранить тайну, быть бескорыстным и верным – черты настоящей дружбы.