Тропы. Стилистические фигуры Дата: г. Класс: 11 Предмет: русский язык Учитель: Тимкова Татьяна Степановна
Цель: продолжить формировать умение находить в тексте эпитеты и сравнения и употреблять их в устной и письменной речи Задачи: продолжить ознакомление с тропами; сообщить сведения о способах выражения и роли в тексте тропов и стилистических фигур; формировать навык анализа языкового материала и создания текста на лингвистическую тему; воспитывать любовь к русскому языку.
Орфоэпическая викторина Принятый, притупленный, пришпилить, прожив, пролитый, пропёкшийся, проткнутый, пуловер, пурпур, расположённый, ржаветь, свёкла, селящийся, сенсорный, сироты, скрещённый, сливовый, согнутый, сосредоточение, таможня, танцовщица, тефтели, тигровый, трубопровод, туфля, убывший, углубить, удобрить, украинский, упёршись, уравнённый, усовестить, ущипнутый, феномен, флюорография, форзац, хлебцы, ходатайствовать, холеный, хранящийся, цыган, черпать, шасси, шелковица, щавель, эксперт
Работа со словарем. Найдите значение терминов Эпитет – художественное, образное определение. Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим на основании общего признака.
Наблюдение над языковым материалом А.С. Пушкин: «Я помню чудное мгновенье…» А.Н. Толстой: «Дредноут боролся, будто живое существо…» А.М. Горький: «А волны моря с печальным ревом о камень бились…» Ф.И. Тютчев: «Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи» А.С. Серафимович: «Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы»
Работа со словарем-справочником. Найдите значение терминов. Метафора – уподобление одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.
Анализ языкового материала «С гор побежали ручьи». Н.А. Некрасов «Утешится безмолвная печаль». А.С. Пушкин Нос корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает, льется речь, крыло самолета, золотая осень, «Дворянское гнездо».
Работа со словарем. Найдите значение терминов Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании связи между предметом и материалом, содержимым и содержащим, автором и его произведением, местом и людьми. Синекдоха – перенос значений одного слова на другое по признаку количественных отношений. Перифраз – замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков.
Наблюдение над языковым материалом Царь зверей, туманный Альбион, творец Макбета, автор Обломова, королева спорта, страна клинового листа, город на Неве. «…как ликовал француз». М.Ю. Лермонтов «Все флаги в гости будут к нам». А.С. Пушкин «Я три тарелки съел». И.А. Крылов
Работа со словарем. Найдите значение терминов Гипербола – чрезмерное преувеличение. Литота – непомерное преуменьшение.
Анализ языкового материала Море по колено, слезы текут ручьями. «В сто сорок солнц закат пылал». В.В. Маяковский Мальчик-с-пальчик, мужичок с ноготок. «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить». Н.А. Некрасов
Самостоятельная работа Создание текста на лингвистическую тему «Роль гиперболы и литоты»
Стилистические фигуры Анафора, антитеза, асиндетон, градация, инверсия, параллелизм, полисиндетон, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Домашнее задание стр , упр.273, в тексте изучаемого художественного произведения найти эпитеты и сравнения
Спасибо за работу!