Автор: Меденцева Л.Е. МБОУ «Октябрьская СОШ» Томского района
Факторы формирования орфографической зоркости зрительный слуховой рукой двигательный проговаривание
Определение орфографической зоркости: Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)
Обучение звуковому анализу Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Ввести понятие опасное место, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Развивать фонематический слух. Прививать интерес к чтению. Развивать словарный запас детей.
Задание «Сильный – слабый» КОТКОТ КОТЁНОК
Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости Списывание, комментированное письмо, письмо с проговариванием, орфографические минутки, индивидуальная работа над ошибками, упражнение «Редактор», письмо по памяти, звуковой анализ слов, письмо с простукиванием, работа со словарями, орфографические сказки, сигнальные карточки, занимательные ребусы, игры, содержащие орфографические задачи.
Игра «Найди опасное место»:учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять. «Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора»,как только найдёте в слове «опасное место». «Кто больше насобирает орфограмм?»
«Дырявое письмо»:если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет - пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре
«От значения слова к правильной букве».Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец от слова храбрый, кофейник от слова кофе, а тащить от слова тощий? Творческие работы, которые наряду с орфографическими умениями развивают умения воспринимать, воспроизводить и создавать текст.
Необходимо систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагать для этого специальные упражнения постепенно усложняя условия, в которых решается орфографическая задача.
«Мы станем грамотными». Мы правила изучим, писать себя научим, Ведь так необходимо нам грамотными стать Чтоб в жизни стать умелым, любым заняться делом Придётся непременно писать, писать, писать! Товарищам - записки, письмо родным и близким, Открытки – в день рождения и даже сочинения. Пора за дело браться, придётся постараться. Чтобы грамотными стать, надо много правил знать!
Литература: 1. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка // Начальная школа 6, Волина В. «Веселая грамматика» - М: «Знание, Львов М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, Ушаков Н. Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» - М.: Просвещение,