Базовый межшкольный методический центр Учебный проект «Произведения устного народного творчества как отражение духовной жизни народа» Автор: Рзянина Наталья Александровна г. Минеральные Воды 2009
Аннотация Участники Предметная область Проект проводится в ходе изучения темы «Фольклор – устное народное творчество» в 5 классе. Продолжительность проекта – 4 недели. Проект, прежде всего, призван расширить представление учащихся о произведениях устного народного творчества, углубить знания о былинах, сказках, малых фольклорных жанрах. Участники проекта проведут исследование, определяющее, что представляет собой былина как жанр героического эпоса, как в народных сказках раскрываются мечтания народа о лучшем будущем, а в пословицах и поговорках – народный юмор и меткое слово. Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, проводить сравнения, высказывать и обосновывать собственные суждения, делать выводы на основе собранной информации, углублять знания учащихся об историческом прошлом русского народа. Учащиеся 5 классов Литература, русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство, музыка, технология, информатика, кино.
Методические задачи научить обрабатывать и обобщать информацию, полученную из различных источников; научить применять теоретические знания для устного высказывания по теме; формировать навыки отображения полученных результатов в наглядной форме; учить излагать свои мысли устно; развивать навыки коллективной работы; развивать творческие способности. Дидактические задачи формирование информационной культуры учащихся; приобретение навыков исследовательской работы; формирование навыка работы в творческой группе; развитие творческих способностей учащихся; воспитание доброты, отзывчивости, уважения к народной культуре и традициям.
Учебные темы программы Основополагающий вопрос: Вопросы Проблемные вопросы: Литература – раздел «Фольклор - устное народное творчество»: «Былина как жанр фольклора», «Сказка как вид народной прозы», «Малые жанры фольклора». Изобразительное искусство и технология – тема «Народные промыслы», «Искусство в твоём доме», «Образ русской женщины», «Литературные персонажи». «Как отражается в произведениях устного народного творчества духовная жизнь народа?» Что собой представляет фольклор как коллективное устное народное творчество? Кто такие сказители, бахари, гусляры? Какие произведения устного народного творчества можно назвать кодексом героического поведения? На самом ли деле существовали Василисы Прекрасные и Василисы Премудрые? Представление народа о красоте и мудрости женщин. Как в пословицах и поговорках отражается народная мудрость?
Деятельность учащихся Изучение различных источников информации: печатных изданий, электронных носителей; Отображение полученных результатов с помощью компьютера в наглядной форме; Обобщение полученных результатов и формулировка выводов; Представление проекта.
Темы самостоятельных исследований учащихся «Народные промыслы, дошедшие до наших дней: городецкая роспись; дымковская игрушка; палех; гжель» «Традиции народа в русских народных сказках» «Илья из города Мурома…» Кто же на самом деле такой Илья Муромец?» «Прекрасное должно быть величаво» (А.С.Пушкин). О сказителях народных произведений» «Русские волшебные сказки: мечты, воплощенные в жизнь» «Что хотел сказать народ и передать новым поколениям пословицами и поговорками?» «Красота и доброта колыбельных песен» «Потягунюшки, порастунюшки, говорунюшки». Пестушки и потешки. Что это такое?»
План проведения проекта Этап Содержание деятельности Время Введение в тему Учащиеся вместе с учителем формулируют творческое название проекта и проблемные вопросы, которые вытекают из озвученного учителем основополагающего вопроса. 1 час Организация групп Учащиеся выбирают заинтересовавшую их проблему и при желании объединяются в группы. Обсуждение со школьниками возможных источников Формирование предполагаемого списка Web-сайтов, имеющихся библиотечных и медиа-ресурсов в школе по данной теме, обсуждение с учащимися правил цитирования источников. 1 час Выбор программных продуктов для оформления результатов работы над проектом Коллективное обсуждение возможных форм представления проекта. Объяснение учителем критериев оценивания для каждой формы: презентация, публикация, Web-сайт. Самостоятельная работа учащихся Определение каждым индивидуального плана работы (при необходимости с помощью учителя). Выполнение разработанного плана авторами проекта. 2 урока Оформление результатов Подготовка презентации по отчёту о проделанной работе, согласно представленным учителем критериям оценивания проектов. 2 урока Подведение итогов Защита полученных результатов, выводы.2 урока
Материалы учебно-методического пакета Описание учебного проекта и материалов УМП к нему («визитка»)визитка Примеры работ учащихся: презентации учеников «Илья Муромец из города Мурома…» публикации учеников «Загадочная русская душа…» Критерии оценки работ учащихся ( презентации, публикации) презентации публикации Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся (сценарий конкурса частушечников, карточка по словарной работе «Найди современную пару», кроссворд «Былины об Илье Муромце»сценарий конкурса частушечников, карточка по словарной работе «Найди современную пару», кроссворд «Былины об Илье Муромце» Методические материалы учителя : (урок литературы «Былина как жанр фольклора. Герои былин».«Былина как жанр фольклора. Герои былин». План проведения учебного проекта в школе План Список информационных материалов, необходимых для поддержки самостоятельных исследований учащихся в ходе проекта Список
Контактная информация МОУ СОШ 18, Минераловодский район п.Загорский, ул. Мира, 2 тел. 8(87922) Рзянина Наталья Александровна