Московский городской семинар «Образовательная деятельность музея» «Музей образовательного учреждения как экспериментальная площадка школы» доклад Смирнова Дмитрия Витальевича, кандидата педагогических наук, доцента, заведующего лабораторией дополнительного образования Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения». Москва, 12 ноября 2010 г.
Эксперимент мы рассматриваем как метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности и позволяющий варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов. (по М.М. Поташнику) Эксперимент мы рассматриваем как метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности и позволяющий варьировать эти факторы с целью достижения оптимальных результатов. (по М.М. Поташнику)
В тоже время экспериментальная деятельность является методом познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ищется новый способ решения педагогической задачи, проблемы.
Экспериментальная площадка это особая форма организации поисковой деятельности без жестко разработанного проекта (имеется только его идея, общие контуры), когда принципиально новая практика образования вызревает в ходе самой деятельности.
Результатом деятельности «экспериментальной площадки» является создание новой практики образования (обучения, воспитания, развития и оздоровления) детей
Объектом эксперимента в образовательном учреждении являются в конечном счете дети, что предполагает недопущение педагогических ошибок в ходе экспериментальной деятельной деятельности
Методы исследования используемые на экспериментальной площадке: эмпирические (основанные на конкретном опыте) и теоретические.
Эмпирические методы: - изучение литературы. - педагогическое наблюдение, - опросы, - интервью, - анкетирование, - тестирование, - изучение и обобщение опыта.
Теоретические методы: - включают моделирование - сравнение и сопоставление, - классификация, - обобщение, - абстрагирование.
Работа экспериментальной площадки проектируется и осуществляется по определенной программе.
Важнейшим компонентом программы опытно-экспериментальной работы экспериментальной площадки являются индикаторы и критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента.
Экспериментальная деятельность предполагает сравнение результатов педагогической деятельности собственно в экспериментальной группе (объекте) и контрольной группе (объекте).
Темой экспериментальной площадки школы 443 является – «Апробация модели интеграции формального, неформального и внеформального географического образования в процессе туристско- краеведческой деятельности школьников»
Задачи опытно-экспериментальной работы на 2010 год – «Проверить эффективность модели интеграции географического образования в процессе туристско-краеведческой деятельности»
Задачи опытно-экспериментальной работы на 2011 год – Проверить эффективность форм и методов туристско-краеведческой деятельности и духовно-нравственного воспитания личности школьников
Ожидаемые результаты: 1. Повышение качества общего географического образования школьников и географической компетентности школьников.
Ожидаемые результаты: 2.Совершенствование дидактического обеспечения общего и дополнительного образования.
Ожидаемые результаты: 3.Обогащение содержания школьных курсов краеведческим материалом, собранным обучающимися в походах и экспедициях по родному краю.
Ожидаемые результаты: 4.Создание новых экспозиций школьного музея русского быта и ремесел «Духовные истоки русского народа».
Краеведческий музей общеобразовательного учреждения в экспериментальной площадке занимает центральное звено и: 1. Обеспечивает взаимодействие и преемственность содержания формального и неформального образования школьников; 2. Реализует практико-ориентированные формы деятельности (походы, экспедиции, экскурсии, индивидуальные образовательные маршруты, краеведческие конференции, уроки, олимпиады и др.); 3. Обеспечивает возможности обучающимся публично представлять результаты своей учебно-познавательной деятельности.
- работа с фондом музея (сбор, систематизация, хранение и демонстрация экспонатов); - просветительская (образовательная) деятельность (разработка и проведение экскурсий, реализация межпредметных проектов и др.образовательных форм); - информационно-аналитическая деятельность (оформление стендов, выставок географической и межпредметной тематики; выпуск краеведческих газет; создание видеофильмов); - общественно-полезная деятельность; связь с учреждениями для получения краеведческой информации и материалов; - методическая помощь и консультации; разностороннее изучение родного края и России (работа кружков, участие во Всероссийском туристско-краеведческом движении обучающихся «Отечество», конференции); - помощь в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по географии или на межпредметной основе. Краеведческий музей обеспечивает практико-ориентированные формы деятельности по следующим направлениям:
Благодарю за внимание!