Как учить? (категории методов обучения) Составила: Тарасенко С.И. учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края
Управление обучением МЕТОД ПРИЕМЫ СРЕДСТВА
Управление обучением МЕТОД (греч.) - это способ организации совместных действий; - вид деятельности учителя и учащихся; - обобщенный способ деятельности в процессе обучения; 1000 лет
Управление обучением ПРИЕМ - деталь метода; его составная часть; - отдельная операция, регулярно повторяющаяся - конкретный способ решения частной учебной задачи;
Управление обучением СРЕДСТВО - источник, материальный предмет; - дидактические материалы; ТСО, наглядные пособия; - текст, видеозапись, карта, картина, презентация и т.д.;
О разнице понятий МЕТОД Профессиональные уровни приемы средства
Классификация методов обучения Классификация методов обучения по уровню активности учащихся Классификация методов обучения по источнику получения знаний Классификация методов обучения по дидактической цели Классификация по характеру познавательной деятельности учащихся Классификация на основе целостного подхода к процессу обучения Бинарные и полинарные классификации
По характеру активности учащихся (Автор классификации П.В.Гора) ПАССИВНЫЕ АКТИВНЫЕ рассказ работа с книгой лекция объяснение лабораторный экскурсия демонстрация практический наблюдение
По характеру восприятия и источнику информации (Автор классификации Е.Я. Голант) СЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ рассказ иллюстрация упражнение беседа лабораторная лекция демонстрация практическая дискуссия
По дидактической цели методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
По характеру познавательной деятельности (Авторы классификации И. Я. Лернер, М.Н.Скаткин) объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый исследовательский
По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащихся (Автор классификации: Махмутова) монологический диалогический эвристический алгоритмический программированный
На основе целостного подхода к процессу обучения (Автор классификации: Ю.К. Бабанский) 1. Методы организации учебно- познавательной деятельности 2. Методы стимулирования и мотивации деятельности 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении
Способ поведения учителя и учащихся МЕТОД Профессиональные уровни приемы средства МЕТОД результат Система последовательных действий
Универсальный метод… Для каждого момента педагогического процесса должен быть использован тот метод, который больше подходит для данного класса и которым учитель владеет лучше других
От чего и как зависит выбор методов от цели, которую ставит перед собой учитель; от содержания учебного материала; от уровня подготовленности учащихся, от их мотивации; от типа и структуры урока; от характера взаимоотношений учителя и учащихся; от микроклимата в классном коллективе; от количества учащихся; от уровня профессиональной компетентности учителя; от стиля преподавания педагога;
Стиль преподавания Как учитель управляет процессом? Умеет ли он проводить эффективный анализ своего процесса обучения? Видит ли он пути повышения эффективности урока? Диоген учитель - Что ты ищешь днем с огнем? - Меня? Меня? - Я ищу человека.
УРОК - ДИАЛОГ «Я - ЛЮДИ» «НЕ Я - Я» ученик («Я») - ученик («Я») ученик («Я») - учитель («Я») ученик («Я») - ученик молчащий ученик («я») - учитель пассивный « высшая форма педагогической технологии личностно-ориентированного обучения»
Пространство поэзии второй половины XX века 1. «Лирический взрыв» и поэзия шестидесятников (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский) 2. «Тихая лирика» семидесятых (лирика Н.Рубцова) 3. Поэзия андеграунда («Лианозовская школа» ) 4. Философская лирика (А. Жигулин, Ю. Кузнецов, Н.Заболоцкий) 5. Авторская песня. Классики «магнитофон-из дата» (Б.Окуджава, А.Галич, В.Высоцкий, В.Цой и др.) 7. Неоакмеизм в поэзии (А.Тарковский, Д.Самойлов) 8. Поэзия конца века. Постмодернизм. (на примере творчества И.Бродского)
Задачи: не «потопить» в обилии новых имен и сложной терминологии; пунктирно обозначить основные тенденции развития новейшей поэзии; указать смысловые доминанты сегодняшнего поэтического пространства.
Методы организации учебно- познавательной деятельности ИНТЕРЕС ПОЛЬЗА ФАКТОРЫ УСПЕХА
Как учить? (категории методов обучения) Найти свой стиль преподавания! Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района Хабаровского края
Анекдот в тему В психбольницу приехала комиссия. Главврач водит, показывает: «Здесь у нас строители, здесь - нефтяники, здесь - руководители" Один из членов комиссии спрашивает: а где же у вас учителя? Главврач отвечает: А учителя по школам!
Информационные ресурсы _ _artlib_gallery108376b.jpg Диоген 8963_ _artlib_gallery108376b.jpg html Источники: 1. Литература классы. Воспитание читателя / авт.-сост. Л.И.Тареева, А.И. Жданова. – Волгоград: Учитель, – С Е.А.Коковихина. Как найти свой стиль преподавания - Издательский дом «Первое сентября» /Русский язык, 2009, 13. С Селестен Френе. Грамматика на четырех страницах и школьная типографии (перевод Рустама Курбатова). - Издательский дом «Первое сентября» /Русский язык, 2009, 13. С