БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК: Ги де Мопассан и его новелла «ОЖЕРЕЛЬЕ» Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского района РСО-Алания Горичная Наталья Фёдоровна
Цели и задачи урока: 1. Представить творческий портрет Мопассана; 2. Продолжить совершенствование навыков литературоведческого анализа текста (на примере новеллы «Ожерелье» ); 3. Анализируя текст, выявить особенности новеллы; найти черты реалистической литературной традиции в произведении Мопассана; 4. Воспитывать в ученике художника- читателя, сопричастного литературному произведению.
Штрихи к портрету «Я появился в литературной жизни, как метеор, и исчезну, как молния». Ги де Мопассан wiki/
Эпиграф к уроку: Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель. С.Я. Маршак. Как вы понимаете, кто такой «художник- читатель»? Какова одна из главных его задач?
Решаем кроссворд СОДЕРЖАНИЕ Ф О Р М А ТЕМАСЮЖЕТ ИДЕЯКОМПОЗИЦИЯ ПРОБЛЕМАХАРАКТЕРЫ КОНФЛИКТ
НОВЕЛЛА- близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. Характеризуется динамичной интригой, вниманием к личности героя, его поступкам. Традиционная для новеллы сюжетная коллизия: герой предпринимает некие действия, который должны привести его к успеху. При этом успех приходит к сильному, умному, активному и энергичному человеку. academic.ru/213/ academic.ru/213/
Анализ новеллы: Какова интрига произведения? Почему её можно назвать динамичной? За счёт чего развивается действие в новелле? В чём состоит конфликт «Ожерелья»? На сколько частей можно разделить новеллу? Каковы особенности композиции? Как идёт развитие конфликта и чем он разрешается? От чего страдает главная героиня? Каково первое впечатление о характере Матильды? Определите завязку новеллы.
Какие действия предпринимает героиня, чтобы достигнуть желаемого успеха? Читаем эпизод выбора ожерелья. u/INPROZ/MOPASSAN/r_ozh erelie.txt u/INPROZ/MOPASSAN/r_ozh erelie.txt Когда наступает 1 кульминация? Какие языковые средства помогают автору описать успех главной героини? В чём заключается 1 развязка? Какое решение принимают герои? В чём теперь для Матильды заключается успех? Какие действия она предпринимает, чтобы добиться желаемого? Именно во 2 части повествования ярко выражены черты реалистической литературной традиции. Докажите это, опираясь на текст.
Почему в отрывке так много глаголов? Только ли внешне изменилась главная героиня? Какой урок преподнесла ей жизнь? Зачитайте предложения, в которых сосредоточена идея произведения. «Как изменчива и капризна жизнь! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека».
Когда наступает 2 кульминация? В чём её особенность? Читаем фрагмент встречи Жанны и Матильды. OPASSAN/r_ozherelie.txt OPASSAN/r_ozherelie.txt Так как же разрешается конфликт произведения? Удалось ли героине победить обстоятельства? Почему? Чему эта новелла научила вас как читателей? В чём современность данного произведения?
Домашнее задание по выбору: 1. Опираясь на схему, сделать письменный анализ рассказа; 2. Написать сочинение- рассуждение на тему: Что помогла мне понять новелла «Ожерелье». ИТОГ УРОКА: «Ожерелье» Мопассана это новелла-рассуждение. Мастерство писателя проявилось в его способности показать в единичной жизненной ситуации широкие социально- нравственные проблемы.
Использованные ресурсы: Учебник « В мире литературы» 8 класс Под редакцией А.Г.Кутузова. Эпиграф к уроку: ological_dictionary/579 ological_dictionary/579 Текст новеллы «Ожерелье»: SSAN/r_ozherelie.txt Определение новеллы: mic.ru/213/ mic.ru/213/ Фон слайдов: 10/b4/365f5a50474f.jpg 10/b4/365f5a50474f.jpg /34/ jpg Ожерелье (рисунок): p.ru/photo-cat-telo/telo- 95.gif.html портрет Мопассана: utility.org/image/ImageCach e?file=1/19/Maupassant_2. j pg/800px-Maupassant_2. jpg utility.org/image/ImageCach e?file=1/19/Maupassant_2. j pg/800px-Maupassant_2. jpg Биография Мопассана: