муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9 Белоглинского района» «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» Васенёва Анастасия Игоревна заместитель директора по УВР МАОУ СОШ г.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. «Человек рождён для мысли и действий»,- говорили мудрецы
американский философ-идеалист Джон Дьюи ( ) Основоположником метода проектов является Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познаний, чем из своих успехов. Дж. Дьюи
В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. П.П. Блонский – П.П. Блонский – философ, педагог- психолог С.Т. Шацкий – С.Т. Шацкий – педагог
Не было учителей, способных работать с проектами Не было разработано методики проектной деятельности Увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения «Метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»
Проект («брошенный вперед» -лат.) 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления.. В отличие 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.
Проектирование – процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой- либо форме.
Проектная деятельность - форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Типы учебных проектов Исследовательские Творческие Информационные Социально значимые Игровые
Типы учебных проектов по затратам времени: Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные (четверть, триместр), (полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Классификация проектов по участникам групповые индивидуальные коллективные
Классификация проектов по уровню представления внутри классные внутришкольные региональные международные
Классификация проектов по содержанию монопроекты межпредметные надпредметные
1 этап подготовительный практический (конструкторский, технологический, создание продукта) заключительный (анализ полученных результатов, выводы,оформление проекта, защита) 2 этап 3 этап
Подготовительный этап Проблема и выбор темы. Актуальность темы. Замысел и идея исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования. Гипотезы. Методы исследования. Критерии оценки результатов. Прогноз возможных негативных последствий. Способы коррекции, компенсации негативных последствий.
Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися. Практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. ПРАКТИЧЕСКИЙ Начинание ( Погружение в проект) 2 этап
Планирование (Организационный) Выбор и организация группы участников проекта. Определение направления работы, распределение ролей. Формулировка задачи для каждой группы, Способы источников информации по каждому направлению. Составление детального плана работы. 2 этап
Исследование. ( Осуществление деятельности) Поиск необходимой информации. Сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Изготовление продукта. 2 этап
Заключительный Выполнение. Защита проекта. Обработка и оформление результатов проекта (презентация) Обсуждение полученных результатов. На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Демонстрация творческой работы. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию, выставку и т.д. 3 этап
Виды презентаций проектов: Деловая игра Демонстрация видеофильма Научная конференция Научный доклад Путешествие Ролевая игра Соревнование Спектакль Экскурсия
Формы продуктов проектной деятельности Web – сайт Мультимедийный проект Анализ данных социологического опроса Видеофильм Выставка Газета, журнал Игра Коллекция Экскурсия Театральная постановка
Использование технологии проектного обучения способствует развитию таких качеств личности: самостоятельность целеустремленность ответственность инициативность настойчивость толерантность
Группа компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: исследовательские социального взаимодействия оценочные информационные презентационные рефлексивные
Участвуя в проектной деятельности школьники демонстрируют: готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами; готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиа техникой; владение коммуникативными навыками, толерантностью; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Школа будущего - школа проектов Проект многогранен, эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем. Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проект - это форма организации учебного процесса. Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!