Формирование орфографического навыка МОУ «Средняя общеобразовательная школа 222 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Учитель начальных классов Андреева.
Advertisements

Основное направление моей педагогической деятельности: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка Как научить грамотно писать – эта проблема.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Использование эффективных методов и приёмов, способствующих развитию орфографической зоркости учащихся со сложной структурой дефекта.
Тема: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах» Учитель начальных классов Чаганской СОШ Урашева Г.Р.
«Формирование орфографического навыка у младших школьников» МО 3- их классов МОУ лицей 4 Васько М. Е уч. год.
Формирование орфографической зоркости у младших школьников приложение.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Это написание, которое не устанавливается на слух.
Тема: Роль самоконтроля в процессе овладения грамотным письмом. Выполнила: Бобкова О.А.
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!».
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Этапы решения орфографической задачи. Увидеть орфограмму в слове. Определить вид. Определить способ решения задачи. Определить ступени решения задачи.
Развитие орфографической зоркости в начальных классах Ходаева Светлана Владимировна МБОУ «СОШ 4» г.Торжка 2012 г.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ 4 Чурсиной Анны Евгеньевны.
МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края.
Развитие орфографической зоркости учащихся в началиной школе на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма. Учитель.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии Отчет по теме самообразования Учитель: Агрусева И.Б.
Транксрипт:

Формирование орфографического навыка МОУ «Средняя общеобразовательная школа 222 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля» г. Заречный Учитель начальных классов Сазнова Татьяна Евгеньевна

Актуальность Актуальность Сквозная проблема курса русского языка.Сквозная проблема курса русского языка. Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма.Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма.

Обобщение и систематизация опыта для более эффективного построения обучения и повышения уровня развития орфографического навыка учащихся. Цель:Цель: «Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха…» К. Д. Ушинский К. Д. Ушинский «Систематичность упражнений – есть первая и главная основа их успеха…» К. Д. Ушинский К. Д. Ушинский

«Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». М. Р. Львов. М. Р. Львов.Орфография- система правил написания слов. Правила передачи фонем в слове буквами Правила строчных и прописных букв Правилапереносаслов Слитные,полу слитные,раздельные написания слов Правилаграфическихсокращений.

Требования к повторению: Новый и усложненный материал. материал. Большетворческихработ. Дифференцированный подход в обучении. Систематическое повторение повторение пройденного. пройденного. Соответствиесодержаниюурока Современные подходы формирования орфографического навыка: Моделирование Словари, как способ решения орфографической задачи Формированиеорфографическогосамоконтроля

Познакомить детей с понятием «орфограмма»: знаю букву пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности.Познакомить детей с понятием «орфограмма»: знаю букву пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности. Познакомить школьников с орфографическим словарем.Познакомить школьников с орфографическим словарем. Развивать орфографическую память учеников.Развивать орфографическую память учеников.Задачи при формировании орфографического навыка орфографического навыка Задачи при формировании орфографического навыка орфографического навыка

Навыкписьма Умениеанализировать слово с фонетической стороны стороны Умениеустанавливатьморфемныйсостав слова слова Орфографический навык Умениевычленять из слова из слова орфограмму, требующую требующую проверки проверки Смысловые связи Сравнение Классификация Систематизация Самоконтроль Ассоциация Зрительные диктанты И. Т. Федоренко И. Т. Федоренко Умение подвести подвести орфограмму под орфограмму под соответствующее ей правило. правило. Развитие слуховой и зрительной памяти Орфографическаязоркость Умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания Умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания

Навыки, формируемые на морфолого- синтаксической основе (правописания окончаний) Львов М.Р. Навыки, формируемые на морфолого- синтаксической основе (правописания окончаний) Львов М.Р. Навыки, формируемые на фонетико- словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов) Навыки, формируемые на фонетико- словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов) Виды орфографических навыков

Знание правил Условия овладения орфографическим навыком Знание приемов, правил и умение их применять Упражнения, отображающие эти умения на всех этапах, включая повторение и обобщение. умения на всех этапах, включая повторение и обобщение.

Факторы орфографической зоркости зоркости Орфографическоепроговаривание При выполнении всех упражнений Выборочныйдиктант Предупредительныйдиктант Рукодвигательный Артикулярный Слуховой Слуховой Скоростноеписьмо Диктанты Списывания Доказательноекомментирование Письмо с проговариванием, самоконтроль самоконтроль Орфографическиеминутки Письмо с «дырками» Графическоевыделениеорфограмм Зрительный

Применятьправила Ставить орфографические задачи Ставить орфографические задачи Обнаруживать орфограммы - обладать орфографической зоркостью Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? у младших школьников? Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? у младших школьников?Проверятьнаписанное Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом Выбирать способ решения задачи - орфографическое правило Верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи Осуществлять орфографический самоконтроль. самоконтроль. Работа над ошибками

Диктанты Списывания Изложения Сочинения пробуждают интерес к изучаемым языковым фактам; пробуждают интерес к изучаемым языковым фактам; позволяют выделить систему ориентиров в орфографических явлениях; позволяют выделить систему ориентиров в орфографических явлениях; способствуют усвоению опознавательных признаков орфограмм; способствуют усвоению опознавательных признаков орфограмм; раскрывают способ действия по обнаружению орфографических трудностей; раскрывают способ действия по обнаружению орфографических трудностей; помогают учащимся усвоить орфографическое правило; помогают учащимся усвоить орфографическое правило; обеспечивают открытие общего способа деятельности; обеспечивают открытие общего способа деятельности; формируют творческое мышление учащихся. формируют творческое мышление учащихся. пробуждают интерес к изучаемым языковым фактам; пробуждают интерес к изучаемым языковым фактам; позволяют выделить систему ориентиров в орфографических явлениях; позволяют выделить систему ориентиров в орфографических явлениях; способствуют усвоению опознавательных признаков орфограмм; способствуют усвоению опознавательных признаков орфограмм; раскрывают способ действия по обнаружению орфографических трудностей; раскрывают способ действия по обнаружению орфографических трудностей; помогают учащимся усвоить орфографическое правило; помогают учащимся усвоить орфографическое правило; обеспечивают открытие общего способа деятельности; обеспечивают открытие общего способа деятельности; формируют творческое мышление учащихся. формируют творческое мышление учащихся. Орфографическийразбор МоделированиеМоделирование

1 Основные этапы работы 3 Подготовительный(букварный) Повторение правила. 2 Ребёнка не торопить, не делать за него. Работа с орфографическим правилом 4 Запоминаниенепроверяемыхнаписаний 1. соотнесение звуков и букв. 2. Запоминание графического состава слова, его зрительного образа. 3. Решение орфографической задачи.

Изучение правила Изучение правила Подготовка к восприятию Анализорфографическогоправила Подготовка к первичному формированию понятий анализ правила, сопровождающийся алгоритмами. Воспроизведение правила через громкое речевое громкое речевое проговаривание и представление. и представление.

Этапы решения решения орфографических орфографических задач Этапы решения решения орфографических орфографических задач 2. Определить её вид 3. Определить способ решения задачи задачи 3. Определить способ решения задачи задачи 4. Определить «шаги», алгоритм решения задачи 4. Определить «шаги», алгоритм решения задачи 5. Решить задачу По М. Р.Львову 1. Увидеть орфограмму в слове 6. Написать слово в соответствии с решением задачи с решением задачи 6. Написать слово в соответствии с решением задачи с решением задачи

Алгоритм решения орфографических задач: орфографических задач: 3. Подбор других слов, имеющих в своем составе ту же морфему имеющих в своем составе ту же морфему 4. Выделение среди подобранных слогов того, в котором нужный звук стоит в сильной позиции 5. Обозначение звука в слабой позиции той же буквой, позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции. в сильной позиции. 1. Выделение орфограммы (нахождение звука в слабой позиции) (нахождение звука в слабой позиции) 2. Выяснение, в какой части слова находится части слова находится данная орфограмма

Приемы выработки орфографической зоркости Приемы выработки орфографической зоркости Звуковой анализ.Звуковой анализ. Образец анализа звучащего слова.Образец анализа звучащего слова. Способ протяжного интонирования звука в целом слове.Способ протяжного интонирования звука в целом слове. Готовая модель для самоконтроля.Готовая модель для самоконтроля. Прием трансформации.Прием трансформации. Подбор слов к звуковым моделям.Подбор слов к звуковым моделям. Задания – ловушки.Задания – ловушки. Игровые приёмы.Игровые приёмы. «Вставьте пропущенную букву».«Вставьте пропущенную букву». Поиск орфограмм в «чистом» тексте.Поиск орфограмм в «чистом» тексте. Орфографическое чтение.Орфографическое чтение. Звуковой анализ.Звуковой анализ. Образец анализа звучащего слова.Образец анализа звучащего слова. Способ протяжного интонирования звука в целом слове.Способ протяжного интонирования звука в целом слове. Готовая модель для самоконтроля.Готовая модель для самоконтроля. Прием трансформации.Прием трансформации. Подбор слов к звуковым моделям.Подбор слов к звуковым моделям. Задания – ловушки.Задания – ловушки. Игровые приёмы.Игровые приёмы. «Вставьте пропущенную букву».«Вставьте пропущенную букву». Поиск орфограмм в «чистом» тексте.Поиск орфограмм в «чистом» тексте. Орфографическое чтение.Орфографическое чтение.

Классификация Классификация Классификация Классификация Классификация Классификация Классификация Классификация По цели, назначению: обучающие и контрольные. По характеру мыслительной деятельности: аналитические и синтетические 2 По виду дидактического материала: отдельные слова, предложения, связные тексты 3 4 упражнений упражнений упражнений упражнений упражнений упражнений упражнений упражнений По форме речи: письменные и устные. По степени закрепления материала: на одну тему или несколько; совмещаться или нет с другими разделами. По степени самостоятельности при их выполнении. По характеру работы над дидактическим материалом: меняется(творческий диктант). или нет (орфографический разбор). М. П. Львов

Списывание Списывание сплошное или выборочное учебное или контрольное простое или сложное по вопросам самодиктант самодиктант творческое скоростное письмо

По содержанию: - на знание словарных слов; - тематические; - на 2-3 правила; - на 1 правило; - «допиши слово по смыслу»; - «допиши антоним/синоним»; - запиши в алфавитном порядке; - на наличие или отсутствие морфем; - комбинированные. Орфографические минутки По виду: - картинно-предметные; - по загадкам; - выборочные; - игровые; - лексические; - на одинаковые или чередующиеся буквы; - комбинированные.

1) по структуре текста : - словарные - словарные - состоящие из отдельных предложений - состоящие из отдельных предложений - представляющие связные тексты - представляющие связные тексты 1) по структуре текста : - словарные - словарные - состоящие из отдельных предложений - состоящие из отдельных предложений - представляющие связные тексты - представляющие связные тексты 4) по характеру деятельности учащихся при записи диктуемого текста: - диктанты с изменением текста - диктанты с изменением текста (выборочный, творческий, свободный) (выборочный, творческий, свободный) - диктанты с продолжением текста; - диктанты с продолжением текста; - зрительный. - зрительный. 4) по характеру деятельности учащихся при записи диктуемого текста: - диктанты с изменением текста - диктанты с изменением текста (выборочный, творческий, свободный) (выборочный, творческий, свободный) - диктанты с продолжением текста; - диктанты с продолжением текста; - зрительный. - зрительный. Диктанты Диктанты 2) по назначению: - обучающие и контрольные. - обучающие и контрольные. 2) по назначению: - обучающие и контрольные. - обучающие и контрольные. 3) по сообщению объяснения орфограмм к моменту письма: орфограмм к моменту письма: - предупредительный - предупредительный - предварительный - предварительный - с постукиванием. - с постукиванием. - комментируемый - комментируемый - объяснительный - объяснительный 3) по сообщению объяснения орфограмм к моменту письма: орфограмм к моменту письма: - предупредительный - предупредительный - предварительный - предварительный - с постукиванием. - с постукиванием. - комментируемый - комментируемый - объяснительный - объяснительный

-зрительные или слуховые; - полные, близкие к тексту / выборочные, сжатые; -повествовательные, описательные, художественные, деловые, творческие; - обучающие и контрольные; - с грамматическим заданием и без него. -зрительные или слуховые; - полные, близкие к тексту / выборочные, сжатые; -повествовательные, описательные, художественные, деловые, творческие; - обучающие и контрольные; - с грамматическим заданием и без него. Изложения Изложения Сочинения Сочинения по картине по серии сюжетных картинок на тему описание, рассуждение, повествование по опорным словам Письмо Письмо с пропуском орфограмм буквенной дробью по памяти комментированиякомментирования

Какография «Внимание: есть ошибки!». Формирование орфографического самоконтроля – самоконтроля – Формирование орфографического самоконтроля – самоконтроля – Волшебный квадрат (5 х 5) Подчеркнуть букву, место в слове или все слово, где есть ошибка. Выделить морфему с ошибкой. Привести на полях верную запись слова. Какпроверять? Какие слова написал верно? Поставь над ними + Ошибки исправь. Все слова запиши правильно. Убирай лишние мысли, слова. Вставляй недостающие. Меняй порядок предложений, слов. Аккуратно подписывай нужное. Что проверять? проверять? умения контролировать ход орфографического действия (то есть правильность следования алгоритму решения (то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма) и оценивать полученный результат.

Работа со словарями Слово Значение ПравописаниеПроизношение Состав Толковыйсловарь Орфогра-фическийсловарь Орфоэпи-ческийсловарь Словообразовательныйсловарь

Правила пользования орфографическим словарём орфографическим словарём Правила пользования орфографическим словарём орфографическим словарём 1. До обращения к словарю определи, из каких букв будешь выбирать правильную. 2. Поищи слово с одной из букв. Находишь Не находишь Пиши ту, что в словаре Ищи слово с другой буквой Узнал букву Не узнал Пиши еёОставь «окошко» 3. Проверь: прочитай слово у себя, сверь со словарём

"Сомнение - начало поиска истины". 1. Найди в слове орфограммы и пиши с «окошками». 4. Проверь: читай по слогам – нет ли описок читай по слогам – нет ли описок снова найди все орфограммы снова найди все орфограммы где можешь, объясняй выбор букв где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок и решай, нет ли ошибок есть – исправляй есть – исправляй сомневаешься – над буквой ставь «?» сомневаешься – над буквой ставь «?»Памятка «Как писать без ошибок?» «Как писать без ошибок?» 3. Знаешь – вставь букву, отметь орфограмму. 2. Определи, знаешь ли букву. Не знаешь Оставь «окошко» Попробуй узнать букву Оставь «окошки». покажи выбор букв. Узнал Не узнал Вставь и подчеркни

Памятка «Найди ошибку» 1. Найди ошибку (если она не показана). 2. Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее. 3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно. 4. Реши, какое правило надо применить. 5. Выполни нужные действия и вставь букву. 6. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее.

Комментированное письмо с указанием орфограмм Комментированное письмо с указанием орфограмм (по К.А. Москаленко) Памятка для ученика: объясняю – рассуждаю. Мыслю Говорю Записываю Комментированное письмо выполняет ряд задач: приучает детей внимательно слушать; приучает детей внимательно слушать; развивает умение предварительно планировать свою работу; развивает умение предварительно планировать свою работу; формирует осмысленность и самостоятельность формирует осмысленность и самостоятельность при выполнении заданий; при выполнении заданий; учит ребёнка отбирать из своего умственного багажа учит ребёнка отбирать из своего умственного багажа нужную информацию. нужную информацию.

Комментированное письмо Молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово. Учитель диктует предложение всему классу орфоэпически. Один из учеников (вначале это лучший успевающий), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически; никто не пишет. Ученик ( он же) комментирует (объясняет правописание) слово. Ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики. Если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заменяет другой ученик.

Как списывать? Как списывать? 1. Прочитай и повтори, чтобы лучше запомнить. 2. Отметь опасные места. 3. Прочитай вслух так, как написано. 4. Так же повтори, не глядя на запись. 5. Пиши по памяти, как было написано. Отмечай опасные места. Отмечай опасные места. 6. Проверь: Читай по слогам и слушай себя –Читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены. все ли звуки верно обозначены. Сверяй опасные места – все ли отмечены,Сверяй опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы. правильны ли буквы.

Письмо по памяти Письмо по памяти Письмо по опорным словам Памятка 1. Орфоэпическое чтение текста, работа по содержанию. 2. Орфографическое чтение учителем, детьми, орфографический разбор. орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4. Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.

Ученик должен удивляться тому, что: он видит орфограммыон видит орфограммы он может написать их правильноон может написать их правильно всё это дает хорошие результатывсё это дает хорошие результаты ему нравится работатьему нравится работать на уроках русского языка интересно!на уроках русского языка интересно! «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь..»