Р ЕБЕНОК И КНИГА В ВЕК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Осатюк Ирина Юрьевна воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ Д/С 8 г.Заполярный
«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И. Чуковский
Бойтесь, дети, лени, как дурной привычки И читайте в сутки вы хоть по страничке, - так писали обращаясь к малышам книгоиздатели прошлого века.
Нет готовых рецептов, как научить ребенка любить книгу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги (именно искусству) очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. И ради этого стоит включаться в сложную конкуренцию с компьютером, телевизором и другими современными развлечениями.
ПРОЕКТ «РЕБЕНОК И КНИГА» Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный Участники проекта: дети подготовительной комбинированной группы, родители, педагоги Сроки реализации: ноябрь 2012 г. – апрель 2013 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. Поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КНИГЕ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ДОУ И СЕМЬИ. ЗАДАЧИ: Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Повышение интереса детей к художественной литературе. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка. Возрождение домашнего чтения. Обобщение и распространение семейного опыта.
1 этап: Изучили методическую литературу по данной теме. Провели анализ содержания книжного уголка в соответствии с возрастными особенностями детей и спецификой группы. Провели анкетирование родителей
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок любил читать? Да,нет (почему?), в се равно 2. Почему необходимо читать? ( расположите ответы в порядке их значимости) - для общего интеллектуального развития, получения информации; - для формирования конкретных умений и навыков; - для воспитания и формирования личности, познания и понимания мира, эмоционального развития; - чтение как одна из форм проведения досуга; - для получения удовольствия; - как способ отвлечь ребенка от телевизора, компьютера. 3. Читаете ли Вы книги Вашему ребенку? 6. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное (книги, статьи)? 7. Даете ли советы по выбору литературы для чтения? 8. Какие книги, по Вашему мнению, необходимо прочитать Вашему ребенку? 9. Есть ли у Вас домашняя библиотека? 10. Какие книги в ней преобладают? 11. Как часто Вы покупаете книги? В том числе Вашему ребенку? 12. Какие художественные книги, прочитанные в детстве, Вы помните до сих пор? 13. Как часто Вы читаете сами? Ежедневно, часто, иногда, не читаю совсем 14. Ваши предпочтения в чтении? (подчеркните) Классика Периодика Специальная литература Религиозная и духовная литература Детективы Женские романы Фантастика и фэнтези Другое (укажите
Изучили отношение родителей к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания по следующим критериям: Литературный опыт (читательский интерес и уровень начитанности, знание произведений детской литературы). Желание использовать литературу в семейном воспитании. Умение использовать литературу в работе с детьми (отбирать, выразительно читать, составлять вопросы беседы, предлагать способы использования литературного произведения в детской деятельности).
Изучили особенности литературного развития дошкольников в соответствии по следующими критериями: читательский интерес, интерес к использованию литературного текста в самостоятельной игровой деятельности, начитанность, литературный опыт, круг знакомых произведений.
Как показывают результаты, в практике семейного воспитания процесс литературного развития не всегда происходит эффективно. Это вызвано комплексом причин: угасание интереса к литературе в обществе. недостаточный уровень педагогической компетентности родителей, которые не всегда четко знают возрастные особенности и возможности своего ребенка. при наличии интереса у взрослых к литературе они не знают произведений детской литературы и затрудняются выбрать адекватные средства и методы работы с художественными текстами в семье.
2 ЭТАП Пополнили книжные уголки новыми книгами, коллекциями, дидактическим и наглядным материалом. Провели цикл занятий с детьми «Путешествие по страницам любимых книг» Разработали памятки для родителей - Как заинтересовать ребенка чтением? - Какие книги в каком возрасте читать. - Как составить домашнюю библиотеку.
Р ОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Р ЕБЕНОК И КНИГА В КРУГУ СЕМЬИ ». Решение родительского собрания Учитывая важную роль родителей в привитии любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия детского сада и семьи на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки. Провести конкурс «Самая читающая семья» В конце учебного года подвести итоги и вручить призы победителям.
К НИГА МОЕГО ДЕТСТВА Такая книга есть у каждого из нас. Когда-то она была любимой, потом забытой, и каждый раз едва уловимая боль сжимает сердце, когда листаешь её страницы
«М ОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА »
«П УТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ СКАЗОК »
Т ВОРЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА «К РАСКИ ПРОЧИТАННОЙ КНИГИ »
«К НИЖКИНО ДЕРЕВО »
Презентация газет, детских рукописных книг, журналов
ВЫВОДЫ
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой». / В.А. Сухомлинский/
Л ИТЕРАТУРА : Акулова О.В., Кулганов В.А. «К вопросу использования литературы в семейном воспитании детей 6-7 лет», журнал «Дошкольная педагогика» г. Гербова А.В. «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005 г. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…», М., 2004 г. Гурович Л.М. «Ребенок и книга», СПб, 1999 г. Нагаева Л.Г. «Выбираем ребенку книгу по душе и «по плечу», журнал «Дошкольная педагогика» г. Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000 г. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим с литературой детей 5 – 6 лет», М., 2009 г.