Отчет группы искусствоведов Образ свечи в изобразительном искусстве
На протяжении многих веков свечи используются в различных видах искусства, таких как архитектура; скульптура; музыка и живопись. На протяжении многих веков свечи используются в различных видах искусства, таких как архитектура; скульптура; музыка и живопись. Художники обращались к образу свечи – использовали завораживающее пламя огня, чтобы усилить эмоциональное влияние на зрителя и приблизить к эпохе. Художники обращались к образу свечи – использовали завораживающее пламя огня, чтобы усилить эмоциональное влияние на зрителя и приблизить к эпохе.
Многие художники использовали образ нашей героини в создании картин. Одними из низ были: Карл Брюллов; Карл Брюллов; Илья Глазунов; Илья Глазунов; Михаил Врубель; Михаил Врубель; Орест Кипренский. Орест Кипренский.
Карл Брюллов Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию через Одессу в Москву и через несколько месяцев в Петербург. До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор ( ), пишет большую картину «Осада Пскова». В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании. В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи». Брюллов скончался 11 (23 по новому стилю) июня 1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо. Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра. С 1809 по 1821 год занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию через Одессу в Москву и через несколько месяцев в Петербург. До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор ( ), пишет большую картину «Осада Пскова». В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании. В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи». Брюллов скончался 11 (23 по новому стилю) июня 1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.12 (23) декабря 1799 Санкт-Петербурге год ПетербургеАндрея Ивановича Иванова 1836 году ГрецииТурции РоссиюОдессу Москву 1849 года Исаакиевский собор году МадейруИспании 1850 году года Римском протестантском кладбище Тестаччо 12 (23) декабря 1799 Санкт-Петербурге год ПетербургеАндрея Ивановича Иванова 1836 году ГрецииТурции РоссиюОдессу Москву 1849 года Исаакиевский собор году МадейруИспании 1850 году года Римском протестантском кладбище Тестаччо
Гадающая Светлана Единственное произведение К.П.Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Романтический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А.Жуковского "Светлана". Однако картина имеет самостоятельный характер, ее можно считать своего рода живописной параллелью известному литературному произведению. Единственное произведение К.П.Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Романтический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А.Жуковского "Светлана". Однако картина имеет самостоятельный характер, ее можно считать своего рода живописной параллелью известному литературному произведению.
Илья Глазунов ГЛАЗУНОВ, ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ, русский художник. Родился в Ленинграде 10 июля 1930 в семье ученого-экономиста. Учился в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина ( ). В 1957 переехал в Москву. Известность в конце 1950-х годов принесли ему рисунки и картины из цикла Город, а в последующие десятилетия цикл Вечная Россия, вереница национально- исторических образов, где "иконописная" стилизация сочетается с чертами стиля модерн и элементами агитплаката. Итогом серии стали гигантские картины-панно в духе "соборных" (т.е. многофигурных) икон, охватывающие не только российскую, но и мировую историю от древности до перестройки (Мистерии 20 века, 1977), Сто веков (1988) и Великий эксперимент (1990; все собственность художника).Художник исполнил также большое число официальных заказов: серии графической публицистики на темы Вьетнама (1967), Чили (1973), строительства Байкало-Амурской магистрали (1977), Никарагуа ( ), а также много живописных парадных портретов (Индиры Ганди, Курта Вальдхайма, испанского короля Хуана Карлоса, папы Иоанна Павла II и других высоких особ). Портрет всегда был излюбленным жанром Глазунова; типичный пример Русская красавица (живопись с инкрустацией старинным жемчугом, 1968, собственность художника). Многие его работы, в том числе книжные иллюстрации, навеяны образами Ф.М.Достоевского и других русских классиков. В е годы Глазунов вел мастерскую портрета в Институте имени В.И.Сурикова. В 1986 возглавил созданную им Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Был художественным руководителем работ по реставрации Большого Кремлевского дворца ( ). Автор мемуарно- публицистических и историко-художественных книг Дорога к тебе (1965), Наша культура это традиция (1991), Россия распятая (1996), Русский интерьер (1998). ГЛАЗУНОВ, ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ, русский художник. Родился в Ленинграде 10 июля 1930 в семье ученого-экономиста. Учился в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина ( ). В 1957 переехал в Москву. Известность в конце 1950-х годов принесли ему рисунки и картины из цикла Город, а в последующие десятилетия цикл Вечная Россия, вереница национально- исторических образов, где "иконописная" стилизация сочетается с чертами стиля модерн и элементами агитплаката. Итогом серии стали гигантские картины-панно в духе "соборных" (т.е. многофигурных) икон, охватывающие не только российскую, но и мировую историю от древности до перестройки (Мистерии 20 века, 1977), Сто веков (1988) и Великий эксперимент (1990; все собственность художника).Художник исполнил также большое число официальных заказов: серии графической публицистики на темы Вьетнама (1967), Чили (1973), строительства Байкало-Амурской магистрали (1977), Никарагуа ( ), а также много живописных парадных портретов (Индиры Ганди, Курта Вальдхайма, испанского короля Хуана Карлоса, папы Иоанна Павла II и других высоких особ). Портрет всегда был излюбленным жанром Глазунова; типичный пример Русская красавица (живопись с инкрустацией старинным жемчугом, 1968, собственность художника). Многие его работы, в том числе книжные иллюстрации, навеяны образами Ф.М.Достоевского и других русских классиков. В е годы Глазунов вел мастерскую портрета в Институте имени В.И.Сурикова. В 1986 возглавил созданную им Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Был художественным руководителем работ по реставрации Большого Кремлевского дворца ( ). Автор мемуарно- публицистических и историко-художественных книг Дорога к тебе (1965), Наша культура это традиция (1991), Россия распятая (1996), Русский интерьер (1998).
Девушка со свечей
Михаил Врубель ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Учился в петербургской Академии художеств ( ) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М.Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У.Шекспир, И.В.Гёте, М.Ю.Лермонтов). Из русских художников Врубель особенно ценил И.К.Айвазовского и В.М.Васнецова. Молодой мастер сделал гораздо более решительный шаг к модерну, чем другие русские художники. Самобытная манера Врубеля особого рода кристаллический рисунок, явившийся в какой-то мере предварением кубизма, и мерцающий тонами "сине- лилового мирового сумрака" (А.А.Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы ( ), причем в русле церковного искусства. В 1902 Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904; В.Я.Брюсов, 1906; обе картины смешанная техника, там же), работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 в. ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 в семье военного юриста. Учился в петербургской Академии художеств ( ) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников испанец М.Фортуни и, возможно, английские прерафаэлиты), а также классические образы ренессансной и романтической литературы (У.Шекспир, И.В.Гёте, М.Ю.Лермонтов). Из русских художников Врубель особенно ценил И.К.Айвазовского и В.М.Васнецова. Молодой мастер сделал гораздо более решительный шаг к модерну, чем другие русские художники. Самобытная манера Врубеля особого рода кристаллический рисунок, явившийся в какой-то мере предварением кубизма, и мерцающий тонами "сине- лилового мирового сумрака" (А.А.Блок) колорит окончательно сформировалась в его киевские годы ( ), причем в русле церковного искусства. В 1902 Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904; В.Я.Брюсов, 1906; обе картины смешанная техника, там же), работ, тоже по-своему переходных от модерна к авангарду. В 1906 художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 в.изобразительном искусствеИ.Е.Репинапрерафаэлитыкубизмаизобразительном искусствеИ.Е.Репинапрерафаэлитыкубизма
Ангел с кадилом и со свечой Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. музей русского искусства, Киев). Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознает сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси. Во владимирских эскизах особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию, и душевному складу художника. Благородный образ "Воскресения", лучезарный, словно окруженный бездонной синевши неба "Ангел с кадилом и свечой", и, наконец, "Надгробный плач", потрясающий всплеск трагического чувства. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби. В "Надгробном плаче", который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека XX столетия. Самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. музей русского искусства, Киев). Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознает сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси. Во владимирских эскизах особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию, и душевному складу художника. Благородный образ "Воскресения", лучезарный, словно окруженный бездонной синевши неба "Ангел с кадилом и свечой", и, наконец, "Надгробный плач", потрясающий всплеск трагического чувства. Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слез, словно окаменела в страдании над гробом сына. Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби. В "Надгробном плаче", который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека XX столетия.
Орест Кипренский КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ русский художник. Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств ( ) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в и с 1828 в Риме и Неаполе. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве. Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Мастер был и виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом (и пастелью), он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей), а также знаменитую серию карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 (вышеупомянутый Батюшков, а также Е.И.Чаплиц, А.Р.Томилов, П.А.Оленин и др., , Третьяковская галерея и др. собрания). С годами в образах художника нарастают драматически-тревожные чувства, ощущение бренности (портрет Е.С.Авдулиной, ок. 1822, Русский музей). Он мечтает о большом полотне, где были бы аллегорически воплощены его раздумья об искусстве, равно как и перспективы новой истории. Умер Кипренский в Риме 17 октября КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ русский художник. Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13 (24) марта Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семью его крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств ( ) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812), а в и с 1828 в Риме и Неаполе. С годами мастерство Кипренского, проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы (преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимые индивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принято начинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве. Особый раздел составляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковская галерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Мастер был и виртуозным графиком; работая преимущественно итальянским карандашом (и пастелью), он создал ряд замечательных бытовых типажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей), а также знаменитую серию карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 (вышеупомянутый Батюшков, а также Е.И.Чаплиц, А.Р.Томилов, П.А.Оленин и др., , Третьяковская галерея и др. собрания). С годами в образах художника нарастают драматически-тревожные чувства, ощущение бренности (портрет Е.С.Авдулиной, ок. 1822, Русский музей). Он мечтает о большом полотне, где были бы аллегорически воплощены его раздумья об искусстве, равно как и перспективы новой истории. Умер Кипренский в Риме 17 октября 1836.
Ворожея со свечой Ворожея со свечой Холст, масло.64 х 51 см. Кипренский написал картину "Ворожея со свечой" в Неаполе в качестве своеобразного подготовительного этюда к картине того же года "Сивилла Тибуртина". В одном из писем художник писал: "Чтобы хорошо выучить краски и освещение при огне, я написал наперед, вместо этюда, ворожею при свечке". В другом письме он назвал картину "Молодая цыганка при свечах, гадающая на картах". Картина была приобретена графом Д.Н. Шереметевым. Ворожея со свечой Холст, масло.64 х 51 см. Кипренский написал картину "Ворожея со свечой" в Неаполе в качестве своеобразного подготовительного этюда к картине того же года "Сивилла Тибуртина". В одном из писем художник писал: "Чтобы хорошо выучить краски и освещение при огне, я написал наперед, вместо этюда, ворожею при свечке". В другом письме он назвал картину "Молодая цыганка при свечах, гадающая на картах". Картина была приобретена графом Д.Н. Шереметевым.
Эллиотт Вирджил Натюрморт с подсвечником 1985
Иван Хруцкий Натюрморт со свечой
Заключение Образ горящей свечи до сих пор вдохновляет деятелей искусства. Образ горящей свечи до сих пор вдохновляет деятелей искусства. В будущем можно рассмотреть, как образ свечи проявляется в произведениях композиторов, архитекторов, скульпторов. В будущем можно рассмотреть, как образ свечи проявляется в произведениях композиторов, архитекторов, скульпторов.
Для создания проекта использовались следующие ресурсы: www. wikipedia.org www. wikipedia.org
Над проектом работали: Долгова Виктория; Долгова Виктория; Махинов Владислав. Махинов Владислав.