1 Выступление педагога-психолога по теме «Адаптация первоклассников» Октябрь 2009 г
2 Действия, направленные на успешную адаптацию: проведение «ШБП»; проведение родительских собраний по теме «Адаптация первоклассников»; Проведение индивидуальных консультаций родителей по «Готовности к школе»; Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми «не готовыми к школьному обучению».
3 непосредственно связано с понятием
4 Общие результаты по методике «Готовность к школе» учащихся 1-х классов
5 Проявления дезадаптации младших школьников: низкий уровень учебной мотивации, нарушение познавательных процессов, высокая тревожность, нарушения эмоционально-волевой сферы, неадекватная самооценка, трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
6 Тревожность
7 Высокий уровень тревожности: 1 а: К. Вова, В. Настя, К. Семен 1 б: С. Семен 1 в: К. Надя, К.Коля, С. Руслан 1 г: З. Егор, К.Иван, К. Саша, И.Елена 1 д: Д. Денис, М. Вова
8 Связь между успеваемостью и тревожностью
9 Типичные проявления школьной тревожности: Нежелание ходить в школу; Излишняя старательность при выполнении заданий; Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; Раздражительность и агрессивные проявления; Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках; Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях; Страх потерять или испортить школьные принадлежности; Страх опоздать в школу; Отказ отвечать на уроке или ответы тихим голосом.
10 Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности: Учебные перегрузки; Неспособность уч-ся справиться со школьной программой; Неадекватные ожидания со стороны родителей и учителя; Неблагоприятные отношения с педагогами; Регулярно повторяющиеся оценочно- экзаменационные ситуации; Смена школьного коллектива и/или неприятие детским коллективом.
11 Неблагоприятные отношения с учителями Одинаковые требования к сильным и слабым ученикам Нетерпимость к нарушителям дисциплины Склонность от ошибок учащегося переходить на личность в целом Завышенные требования, предъявляемые ученику Избирательное отношение к конкретному ребенку
12 Психоэмоциональное состояние
13 V уровень: Низкая нервно-психическая устойчивость. Высокая утомляемость. Внимание легко отвлекается посторонними вещами, надолго может "застрять" на эмоциональном переживании. В связи с этим поведение непрогнозируемой и субъективно. Деятельность ребенка реактивная и нецеленаправленная. Эмоциональный фон может быстро колебаться между восторженно-возбужденным состоянием и подавленностью, раздражительностью и бессилием. Часто испытывает тревогу, предчувствие неприятностей, бессилие и отсутствие желания что- либо делать.
14 наличия у детей адекватной самооценки мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.
15 Негативная самооценка «-» 1 а: Д. Алеша. 1 б: Г. Никита, К. Максим. 1 в: А. Егор, З. Алена, М. Сергей. 1 г: И. Елена, И. Дима, К. Иван. 1 д: К. Максим, Ч. Влад.
16 Уровни адаптации : Высокий: Положительное отношение к школе. Прилежание. Внимательность. Выполнение поручений учителя. Учебный материал усваивается легко. Занимает благоприятное положение в классе. 1 а 23 человек 1 б 20 человек 1 в 24 человек 1 г 20 человек 1 д 15 человек 102 человека
17 Уровни адаптации: Средний: Посещение школы не вызывает отрицательных переживаний. Выполнение поручений при контроле учителя. Учебный материал понимается при хорошем изложении учителя Дружит со многими одноклассниками. 1 а 1 б 1 в 1 г 14 человек
18 Уровни адаптации: Низкий: Отрицательное отношение к школе. Частые нарушения дисциплины, жалобы на здоровье. Учебный материал усваивается фрагментарно. Требуется помощь учителя. Близких друзей нет. Знает не всех одноклассников. 1 а 1 в 1 г 1 д 7 уч-ся
19 При анализе урока обращаем внимание на следующие аспекты урока: Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; Физкультминутки и физкультпаузы; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; Темп и особенности окончания урока; Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
20 Зависимость между этапом урока и отвлекаемостью детей * 0-30 мин мин мин
21 Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма. Механизм здоровье разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
22 Физкультминутки и физкультпаузы Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
23 Благоприятный психологический климат на уроке. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
24 ЛЕГКОЙ ТЕБЕ УЧЕБЫ, ПЕРВОКЛАССНИК!