Программирование деятельности классного руководителя И.Г. Николаев проректор по научной работе ГОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом.
Advertisements

Формы работы с родителями Составила: социальный педагог Архипова Е.С.
Примерное положение о классном руководителе в общеобразовательном учреждении Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области.
Конвенция ООН о правах ребенка Закон об образовании ФЗ-120 «О системе профилактики…» Трудовой кодекс Семейный кодекс Кодекс об административных правонарушениях.
Классный руководитель – координатор взаимоотношений педагогов, семьи, социума МОУ «СОШ 13 с УИОП»
ПРОГРАММА - нормативно-управленческий документ, в котором находят отражение основные направления какой-либо деятельности, обеспечивающие посредством способов,
Основные направления работы классного руководителя.
Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленн ая на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. профессиональная.
Основные задачи и функции классного руководителя в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 9 г. Шуя Организационная деятельность классного руководителя по повышению.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом.
Семинар на тему: «Организация работы классного руководителя».
Положение О методическом объединении классных руководителей.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Традиционные и нетрадиционные Морозова Ольга Робертовна.
Организация работы классного руководителя в свете приоритетного национального проекта «Образование» Фролова Л.Н. директор школы год.
Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание учащихся в группе.
Надо ежечасно, ежеминутно помнить о детях и отвечать перед ними за свои поступки А.Маршалл.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Транксрипт:

Программирование деятельности классного руководителя И.Г. Николаев проректор по научной работе ГОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

ФУНКЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 1. Аналитическая 2. Прогностическая 3. Организационно-координирующая 4. Коммуникативная 5. Контрольная

1. Аналитическая функция: изучение индивидуальных особенностей воспитанников; изучение индивидуальных особенностей воспитанников; выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива; выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого учащегося; изучение и анализ влияния школьной среды и окружающего социума на учащихся класса; изучение и анализ влияния школьной среды и окружающего социума на учащихся класса; анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива. анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива.

2. Прогностическая функция: прогнозирование индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива; прогнозирование индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива; прогнозирование результатов воспитательной деятельности; прогнозирование результатов воспитательной деятельности; построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом; построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом; определение ближайших и дальних перспектив жизнедеятельности отдельных учащихся и класса в целом; определение ближайших и дальних перспектив жизнедеятельности отдельных учащихся и класса в целом; предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений. предвидение последствий складывающихся в классном коллективе отношений.

3. Организационно-координирующая функция: формирование классного коллектива; формирование классного коллектива; организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе; организация и стимулирование разнообразных видов деятельности воспитанников в классном коллективе; оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления; оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления; поддержание связей семьи и школы, школы и социума; поддержание связей семьи и школы, школы и социума; содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне ее; содействие в получении воспитанниками дополнительного образования в школе и вне ее;

3. Организационно-координирующая функция: защита прав учащихся; защита прав учащихся; создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий; создание условий для безопасности жизни и здоровья детей в период проведения внеклассных и внешкольных мероприятий; организация индивидуальной работы с учащимися; организация индивидуальной работы с учащимися; участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы; участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях, Совета профилактики школы; ведение документации классного руководителя и классного журнала. ведение документации классного руководителя и классного журнала.

4. Коммуникативная функция: развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, между учащимися и взрослыми; развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися, между учащимися и взрослыми; оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу; оказание помощи каждому учащемуся в адаптации к коллективу; содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающим социумом. оказание помощи воспитанникам в установлении отношений с окружающим социумом.

5. Контрольная функция: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Социальные партнеры школы Инспектор ПДН УВД Классный руководитель Внутренний уровень структуры взаимодействия Внешний уровень структуры взаимодействия Ученический актив класса Родительский комитет класса Учителя - предметники Администрация школы Специалисты сопровождения МО классных руководителей Социальные партнеры класса

ПРОГРАММА - нормативно-управленческий документ, в котором находят отражение основные направления какой-либо деятельности, обеспечивающие посредством способов, средств и воздействий достижение необходимого результата и воздействий достижение необходимого результата

Сущность программирования в образовании - формализация (оформление) представлений о педагогическом замысле и необходимых действиях по его реализации

Программа воспитания системное представление об условиях достижения воспитательных целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании воспитательного процесса, механизмах его реализации и основных показателях духовно- нравственного становления личности в результате его освоения. системное представление об условиях достижения воспитательных целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании воспитательного процесса, механизмах его реализации и основных показателях духовно- нравственного становления личности в результате его освоения.

Программа воспитания нормативный текст (практико- ориентированный документ), системно представляющий цели и содержание воспитательной работы в рамках образовательного учреждения, а также последовательность их реализации во времени и пространстве. нормативный текст (практико- ориентированный документ), системно представляющий цели и содержание воспитательной работы в рамках образовательного учреждения, а также последовательность их реализации во времени и пространстве.

Программа воспитания образовательного учреждения I. Пояснительная записка (или введение, или объяснительная записка) I. Пояснительная записка (или введение, или объяснительная записка) 1. Структура документа программы (характеристика разделов программы) 1. Структура документа программы (характеристика разделов программы) 2. Концептуальные основания о слагаемых воспитательного процесса: 2. Концептуальные основания о слагаемых воспитательного процесса: подходы и концепции воспитания, сущностные характеристики воспитания и воспитательной деятельности подходы и концепции воспитания, сущностные характеристики воспитания и воспитательной деятельности 3. Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания 3. Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания 4. Значение программы воспитания в деятельности педагога; 4. Значение программы воспитания в деятельности педагога; Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

4. Цель и задачи программы воспитания Цель воспитания – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель воспитания – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Пример: Пример: - формирование у младших школьников духовно- нравственных основ экологической культуры личности в процессе педагогического организованного взаимодействия их с окружающей социоприродной средой. - формирование у младших школьников духовно- нравственных основ экологической культуры личности в процессе педагогического организованного взаимодействия их с окружающей социоприродной средой. - создание условий для формирования и развития у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей… - создание условий для формирования и развития у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей… - содействие развитию личности как человека культуры, обладающей субъектностью, способной на творчество, духовное саморазвитие и самоопределение, готовой к диалогу и сотрудничеству в мире социума и культуры… - содействие развитию личности как человека культуры, обладающей субъектностью, способной на творчество, духовное саморазвитие и самоопределение, готовой к диалогу и сотрудничеству в мире социума и культуры…

Задачи воспитания – это пошаговая реализация цели воспитания Первый уровень – создание условий для решения… Первый уровень – создание условий для решения… изучение изучение содействие содействие приобщение приобщение создание создание обеспечение обеспечение организация организация Второй уровень – достижение изменений в развитии личности Второй уровень – достижение изменений в развитии личности выявление выявление развитие развитие формирование формирование

Пример: создать игровое пространство, обеспечивающее формирование у школьников эмоционального опыта взаимодействия с природой, позитивного ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды. Пример: создать игровое пространство, обеспечивающее формирование у школьников эмоционального опыта взаимодействия с природой, позитивного ролевого взаимодействия с объектами социоприродной среды.

II. Проектный образ выпускника Задачи-доминанты по возрастам Задачи-доминанты по возрастам Возрастные группы Возрастные группы Краткая характеристика Краткая характеристика Ценность, приобретенная в данном возрасте Ценность, приобретенная в данном возрасте Задачи – доминанты Задачи – доминанты Качества личности Качества личности

Содержание воспитания разделы воспитания или воспитательные проекты, разделы воспитания или воспитательные проекты, или по возрастным группам (младший школьник, подросток, старшеклассник) или по возрастным группам (младший школьник, подросток, старшеклассник)Примеры: «Человек», «Познание», «Творчество», «Нравственность» или или «Здоровье», «Учение», «Досуг», «Общение» «Здоровье», «Учение», «Досуг», «Общение»

Разделы подпрограмм воспитания: ведение ведение цель цель задачи задачи формирующиеся ценности и смысловые доминанты формирующиеся ценности и смысловые доминанты основные механизмы воспитания (технологии воспитания и ключевые дела – формы воспитания основные механизмы воспитания (технологии воспитания и ключевые дела – формы воспитания предполагаемы результаты предполагаемы результаты мониторинг реализации программы мониторинг реализации программы

IV. Оценка эффективности реализации Программы IV. Оценка эффективности реализации Программы Критерий – обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить критериальные показатели. Критерий – обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить критериальные показатели.

V. Методические рекомендации (научное и программно-методическое обеспечение). V. Методические рекомендации (научное и программно-методическое обеспечение).

Основания разработки программы деятельности классного руководителя 1. Основные положения нормативных и программных документов различного уровня 2. Результаты анализа сведений об отдельных учащихся и классном ученическом коллективе в целом 3. Собственные представления о желаемом результате деятельности 4. Уровень компетенции в вопросах содержательного, технологического, организационного и методического обеспечения организуемой педагогической деятельности 5. Потенциал представителей окружающей среды, который возможно использовать для решения целей и задач педагогического процесса

Структура программы деятельности классного руководителя 1. Обоснование идей и целей педагогической деятельности (со ссылкой на основания программирования) 2. Сведения о цели и предполагаемом результате 3. Постановка задач по достижению цели и результата 4. Определение содержания воспитательной работы в классе (приоритетные направления, виды и формы деятельности, их реализующие) 5. Система оценки результативности и эффективности реализации программы (на индивидуальном и коллективном уровне; на уровне самоанализа) 6. Планирование воспитательной работы в классе

ПЛАН – нормативно-управленческий документ (часть документа), определяющий содержательные ориентиры деятельности, порядок, объем и временные границы ее организации

Сущность планирования как управленческого действия – выделение этапов достижения намеченной цели через определение ряда промежуточных продуктов на пути к конечному результату

Перспективный план воспитательной работы с классом на учебный год Функ- ции Направ- ление работы Решае- мые задачи Форм ы работ ы Участие в мероприятиях Ожидае- мый результат Класс- ных Обще- школьных

Календарное планирование работы с классом на четверть Предмет деятельности 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Примечани е СЕНТЯБРЬ Задачи месяца: Коллективно- творческие дела Тематические классные часы Индивидуальная работа с учащимися Развитие ученического самоуправления Изучение коллектива и личности

Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся Направления взаимодействия Формы взаимодействия и календарное планирование Сентябрь ОктябрьНоябрь ДекабрьЯнварь Февраль

Основные направления и формы взаимодействия с педагогическим коллективом школы Направления взаимодействия Формы взаимодействия и календарное планирование Сентябрь ОктябрьНоябрь ДекабрьЯнварь Февраль

Требования к программе деятельности классного руководителя (критерии оценки качества программирования) 1. Обоснованность, конкретность целей воспитательной работы 2. Операциональность программы (четкость задач, представлений об этапности реализации цели) 3. Реализуемость в условиях образовательного учреждения 4. Системность воспитательной работы 5. Комплексность содержания воспитательной работы 6. Согласованность с приоритетами организации образовательного процесса в школе

Требования к программе деятельности классного руководителя (критерии оценки качества программирования) 7. Паритет индивидуального и коллективного в организации воспитательной работы 8. Использование воспитательного потенциала окружающей среды 9. Измеряемость результатов 10. Нацеленность на максимально возможные результаты при рационально используемых ресурсах. результаты при рационально используемых ресурсах. 11. Индивидуальность (оригинальность) системы воспитательной работы воспитательной работы

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Ежедневные обязанности Ежедневные обязанности определение отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выяснение причины их отсутствия или опозда­ния, проведение профилактической работы по предупреж­дению опозданий и непосещаемости учебных занятий; определение отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выяснение причины их отсутствия или опозда­ния, проведение профилактической работы по предупреж­дению опозданий и непосещаемости учебных занятий; организацию и контроль за дежурством учащихся в класс­ном кабинете; организацию и контроль за дежурством учащихся в класс­ном кабинете; организацию различных форм индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении. организацию различных форм индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Еженедельные обязанности Еженедельные обязанности проверку ведения учащимися дневников с выставлением отметок за неделю; проверку ведения учащимися дневников с выставлением отметок за неделю; проведение Часа классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы; проведение Часа классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы; организацию работы с родителями по ситуации; организацию работы с родителями по ситуации; проведение работы с учителями-предметниками, работаю­щими в классе, по ситуации; проведение работы с учителями-предметниками, работаю­щими в классе, по ситуации; анализ состояния успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся. анализ состояния успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Ежемесячные обязанности Ежемесячные обязанности посещение уроков в своем классе; посещение уроков в своем классе; проведение консультаций у психолога и отдельных учителей; проведение консультаций у психолога и отдельных учителей; решение хозяйственных вопросов в классе; решение хозяйственных вопросов в классе; организацию заседаний родительского комитета класса; организацию заседаний родительского комитета класса; организацию работы классного актива; организацию работы классного актива;

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В течение учебной четверти классный руководитель: В течение учебной четверти классный руководитель: оформляет и заполняет классный журнал; оформляет и заполняет классный журнал; участвует в работе методического объединения классных руководителей; участвует в работе методического объединения классных руководителей; проводит анализ выполнения плана воспитательной рабо­ ты за четверть, состояния успеваемости и уровня воспи­ танности учащихся; проводит анализ выполнения плана воспитательной рабо­ ты за четверть, состояния успеваемости и уровня воспи­ танности учащихся; проводит коррекцию плана воспитательной работы на но­вую четверть; проводит коррекцию плана воспитательной работы на но­вую четверть; проводит классное родительское собрание; проводит классное родительское собрание; представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть. представляет в учебную часть отчет об успеваемости учащихся класса за четверть.

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В течение учебного года классный руководитель: В течение учебного года классный руководитель: оформляет личные дела учащихся; оформляет личные дела учащихся; анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года; анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года; составляет планы воспитательной работы в классе; составляет планы воспитательной работы в классе; собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.). собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

Социальные партнеры классного руководителя Социальное партнерство система взаимодействия классного руководителя с представителями окружающего социума в интересах развития личности ребенка, с целью использования воспитательного потенциала окружающей среды и ее субъектов для обеспечения реализации педагогических целей, организации воспитательных мероприятий. Главными социальными партнерами классного руководителя являются родители детей, обучающихся в классе, а также представители сторонних учреждений, организаций и предприятий, участвующие в реализации воспитательных мероприятий.

ИНФОРМАЦИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С РОДИТЕЛЯМИ КЛАССА Ф.И.О. родителя Предмет возможной помощи Реально оказанная помощь

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ тематические консультации тематические консультации родительские чтения родительские чтения родительские вечера родительские вечера

тематические консультации Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Наказания детей. Какими им быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье. Талантливый ребенок в семье. Друзья детей - друзья дома или враги? Друзья детей - друзья дома или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

родительские чтения очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участ­ вовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно ор­ганизовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы пе­дагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С по­мощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, из которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родитель­ских чтениях. Особенностью родительских чтений явля­ется и то, что, анализируя книгу, родители должны изло­жить собственное понимание вопроса. Родительские чтения можно ор­ганизовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы пе­дагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С по­мощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, из которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родитель­ских чтениях. Особенностью родительских чтений явля­ется и то, что, анализируя книгу, родители должны изло­жить собственное понимание вопроса.

родительские вечера форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2- 3 раза в год и без детей. форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2- 3 раза в год и без детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год? Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год? Первые книжки ребенка. Первые книжки ребенка. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? Друзья моего ребенка. Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. Праздники нашей семьи. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? Песни, которые пели мы и поют наши дети. Песни, которые пели мы и поют наши дети.