Трудные ситуации на уроке и выход из них Методист МОУ ДПО ММЦ Чигинцева Ю.Б.
Что делать с детьми, которые отвлекаются на уроке? Планируем урок так, чтобы в его построении были четкий порядок и система. На доске пишем план урока и придерживаемся его. Выдавая детям задание, говорим, за какое время они должны его выполнить, при этом перед глазами детей обязательно висят часы. Чередуем более сложные задания с более лёгкими; хвалим детей. Применяем простые приёмы переключения и концентрации внимания Используем на уроке от четырех до семи видов учебной деятельности, меняя их через каждые 7-10 минут Строим урок так, чтобы использовались ведущие каналы получения информации: аудиовизуальный, кинестетический
Физкультминутки
Ребенок слишком активен на уроке Не уничтожайте инициативность! Назначить ребенка главным по каким-то вопросам (консультантом) Дополнительные задания Проявление активности во внеурочное время. (н-р фоторепортаж)
Двоечник - тоже человек! И. Вачков Доктор психологических наук Цель программы – изменение отношения педагогов к неуспевающему школьнику
Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми: 1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием. 2. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д. 3. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания. 4. Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски. 5. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения. 6. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске. 7. Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, использовать в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и наоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. 8. Совместно с психологами помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения. 9. Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку… 10. При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
Как правильно рассадить детей в классе? Гиперактивного ребенка за первую парту? Двоечников и лентяев на последнюю парту? (правило «сильный - слабый) Куда пересадить беспокойного ученика? Проблемы со зрением? Высокий – низкий.