Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников на год Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Яранска Кировской области
Задачи формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов семьи, педагогов, сверстников; Элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); Элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; Первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Принципы программы Принцип аксиологизации Принцип оздоровительной направленности Принцип оздоровительной направленности Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся Принцип вариативности и многообразия Принцип вариативности и многообразия Принцип гуманизации Принцип комфорта и мажора Принцип психологизации
Цель программы: формирование физически здоровой, творческой личности, адаптированной к современным условиям жизни, способной самореализоваться в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями школьников на первой ступени обучения.
Задачи программы: Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; Сформировать представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Основные направления и ценностные основы здорового и безопасного образа жизни создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы, в том числе соответствие состояния и содержания здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также хранения и приготовления пищи; организация качественного горячего питания учащихся; наличие помещений для медицинского персонала; наличие необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения; индивидуализацию обучения
эффективная организация физкультурно- оздоровительной работы, включающая полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья; рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно- двигательного характера; организацию занятий по лечебной физкультуре; организацию динамической паузы; организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках; организацию работы спортивных секций; регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий
реализация дополнительных образовательных программ, предусматривающая внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п.; просветительская работа с родителями, включающая лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей; приобретение для родителей необходимой научно- методической литературы; организация совместной работы педагогов и родителей по проведению здоровьесберегающих мероприятий.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно- психическое и социально- психологическое.
Примерные виды деятельности и формы занятий Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни Практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки Получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов,экологически грамотного питания уроки физкультуры, беседы, просмотр учебных фильмов, система внеклассных мероприятий уроки физической культуры, спортивные секции и кружки, подвижные игры, туристические походы, спортивные соревнования здоровьесберегающие формы досуговой деятельности, игровые и тренинговые программы, взаимодействие образовательных и медицинских учреждений
Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (духовного), психологического, психического и социально- психологического здоровья Получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека Содержание программы
Планируемые результаты В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы должна быть сформирована установка на здоровый образ жизни и предоставлена возможность реализации этой установки в реальном поведении и поступках.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами действий, направленных на организацию работы по здоровьесбережению и получат возможность самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения этих действий, вносить необходимые коррективы.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать информацию по организации здорового образа жизни и получат возможность находить информацию с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями.
Первый уровень результатов Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества. Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
Второй уровень результатов Первоначальный личный опыт здоровьесберегающ ей деятельности. Участие в оздоровительных акциях, мероприятиях Третий уровень результатов Организация оздоровительных акций, мероприятий Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей
Критерии эффективности реализации программы 1. Уровень культуры здоровья (определяется путём анкетирования и педагогического наблюдения - Мониторинг знаний учащихся о здоровом образе жизни («Управление нач.школой. 5, 2009) 2. Критерии достижения целей (определяются статистическими данными, наблюдениями педагога- психолога, классных руководителей): состояние здоровья детей, тенденции в его изменении; комфортное психологическое самочувствие воспитанников и педагогов, их положительное отношение к школе и степень включенности в жизнедеятельность коллектива; развитие потенциальных возможностей учащихся; обеспечение усвоения государственного стандарта образования
Спасибо за внимание Разработчик программы и автор презентации Н.Н.Вахрушева, заместитель директора по НМР ГОУ СОШ с УИОП г.Яранска Кировской области
Принцип аксиологизации, предполагающий приобщение школьников к здоровью как ведущей ценности, ценностям физической культуры и здорового образа жизни.
Принцип оздоровительной направленности образовательного процесса отражает социальную заинтересованность и потребность в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Принцип определяет необходимость разумной достаточности (оптимизации) физических и психических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, возможностями, мотивацией школьников.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся предполагает всесторонний и всеобъемлющий учет личностных особенностей каждого ученика, педагогически целесообразное соотнесение их с типичными особенностями возраста при реализации педагогического воздействия.
Принцип вариативности и многообразия средств формирования культуры здоровья предполагает использование возможностей образовательного процесса, системы дополнительного образования, характера взаимодействий участников образования, их единство.
Принцип гуманизации предусматривает переоценку и перестройку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций, регулирует все педагогические процессы, делая их смыслом развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности ученика.
Принцип комфорта и мажора воспитывающих отношений предполагает обеспечение позиции защищенности личности.
Принцип психологизации педагогического процесса предполагает опору на психическую культуру субъектов педагогического процесса во всех видах их деятельности. Обеспечивает личностную сохранность и направлен на предупреждение невротизации и дидактогенности в процессе развития личности. Регулирует организационные аспекты реализации принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей.