Анализ результатов диагностики уровня профессиональной компетентности учителей- предметников По информации, представленной Министерству образования Оренбургской области Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета о результатах диагностики уровня профессиональной компетентности учителей русского языка, истории, математики, физики, химии, биологии, географии, иностранного языка, прошедших курсы повышения квалификации в и 2009 – 2010 учебных годах.
В ИПКиППРО ОГПУ в ходе анализа результатов ЕГЭ были обозначены серьезные проблемы, связанные с предметной подготовкой учащихся, которые напрямую коррелируют с проблемами, выявленными в процессе диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов по критерию «владение содержанием предмета». Результаты учителей математики свидетельствует о том, что наибольшие затруднения вызывают следующие разделы предметной области: - стереометрия; - логика; - числовые системы.
При этом показательно, что учителя отдельных территорий справляются менее чем с 50% предложенными в ходе входной диагностики заданиями. Количество заданий, с которыми справляются учителя математики. Территория Процент положительно выполняемых заданий 1Акбулакский район 50 2Гайский район 56 3Саракташский район 47 4Соль-Илецкий район 46 5Бугурусланский район 53 6 Александровский район 47 7 Сорочинский район 59 8 Илекский район 60
Анализ результатов ЕГЭ по физике позволяет представить рейтинговый ряд территорий, получивших низкие результаты на ЕГЭ по физике в 2009 году: Адамовский 46,42Домбаровский 44,6 Кувандыкский 46,35Акбулакский 44,47 Шарлыкский 46,32Сорочинский 44,07 г.Гай 46,30Сакмарский 43,92 Оренбург, Южный 46,23Оренбургский 43,89 Оренбург, Северный 46,12Саракташский 43,72 Соль-Илецкий 45,84Бузулукский 42,35 Ташлинский 45,35Гайский 41,20 г.Сорочинск 44,88Александровский 40,57 Тоцкий 44,77
Три последних позиции в этом ряду занимают Бузулукский, Гайский и Александровский районы. За последние четыре года эти территории направляли 1-2 учителей физики в год на обучение на КБПК. Только после того, как Александровский район оказался на нижней ступени рейтинга по ЕГЭ, отдел образования заказал проведение проблемных курсов по подготовке учителей к проведению ЕГЭ по физике. Оказалось, что из 20 учителей физики, присланных на курсы из Александровского района, 8 являются условными специалистами, у которых небольшой опыт подготовки учащихся к ЕГЭ. Кроме этого, в этих территориях нет экспериментальных площадок по физике, очень мало учителей – лидеров, которые побуждали бы своим примером других учителей повышать уровень профессиональной компетентности.
Самые низкие результаты по математике получили выпускники четырех территорий: Учителя математики из районов, в которых наблюдаются низкие результаты ЕГЭ, реже повышают квалификацию по сравнению с остальными районами Оренбургской области. Например, за весь период гг. всего 20 учителей Гайского района прошли обучение в ИПК и ППРО ОГПУ. Территория Средний балл 1Александровский 36,8 2Бугурусланский 37,1 3Гайский 38,0 4Саракташский 38,1
Таким образом, анализ диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов и достижений учащихся в ходе процедуры ЕГЭ позволяет выявить причины низких результатов: - отсутствие в ряде территорий системного повышения квалификации педагогическими работниками; - преподавание предметов условными специалистами и неспециалистами с низким уровнем владения содержанием предмета.