ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ 1828 – 1910
Варианты заглавий рассказа «Рассказ о бале и сквозь строй» «Рассказ о бале и сквозь строй» «Отец и дочь» «Отец и дочь» «Дочь и отец» «Дочь и отец» «А вы говорите» «А вы говорите» «После бала» «После бала» Чем обосновывается изменение названия? Чем обосновывается изменение названия? Почему автор остановился на последнем? Почему автор остановился на последнем?
Николай Первый и эпоха его правления 1819 – 1855 гг.
Наказание шпицрутенами
Николай Первый («Николай Палкин»)
Композиция рассказа Вступление Основная часть Бал После бала Заключение
…в последний день масленицы...
…на бале у губернского предводителя….
Смысловой рисунок бала (праздник, событие) Танцы Музыка Красивая одежда Разговоры Еда, шампанское Маски на лицах Этикет праздника Флирт, сплетни Цветопись (разноцветье, яркость)
В.А. Корейш – прототип Вареньки Элементы женского наряда 19 века
Зал Бал Прощеное воскресенье Время и пространство Время и пространство Чистый понедельник Последний день масленицы Великий пост
«Вся зала следила за каждым движением пары» «Вся зала следила за каждым движением пары»
Утро (наказание) Горе, страдание Горе, страдание Строй, порядок Строй, порядок Палки Палки Звукопись Звукопись Цветопись ( черное) Цветопись ( черное) Братцы! Помилосердуйте!
Полковник после бала Полковник после бала
Композиционный прием рассказа - антитеза Антитеза – противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с её помощью мысль. Антитеза – противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с её помощью мысль. По принципу антитезы построен рассказ «После бала» По принципу антитезы построен рассказ «После бала»
Полковник Наказуемый Высокий военный, в шинели и фуражке Высокий военный, в шинели и фуражке Шел твердой, подпрыгивающей походкой Шел твердой, подпрыгивающей походкой Румяное лицо и белые усы и бакенбарды Румяное лицо и белые усы и бакенбарды Твердым шагом двигалась высокая статная фигура Твердым шагом двигалась высокая статная фигура Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям. Спина его – что-то пестрое, мокрое Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям. Спина его – что-то пестрое, мокрое Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали.. Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали.. Сморщенное от страдания лицо Сморщенное от страдания лицо Спотыкающийся, корчащийся человек Спотыкающийся, корчащийся человек
Два закона в рассказе Какой Какой главный? Божий Человеческий