Изменилась структура стандарта ФГОС представляет собой совокупность требований: - К структуре основной образовательной программы; - К условиям реализации основной образовательной программы; - К результатам освоения основной образовательной программы;
Изменилась методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Образовательное учреждение должно: - Перед началом разработки основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) определить ее специфику с учетом направленности на удовольствие потребностей рынка труда. - Обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателя. - Обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы. - Сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности. - Предусматривать использование в образовательном процесса активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий).
- Предоставлять обучающимся возможность оценивания содержания, организация и качества образовательного процесса. - Обеспечивать учебно-методической документацией, включая электронную, аудиторную и внеаудиторную работу каждого обучающегося по каждой дисциплине и междисциплинарному курсу. - Обеспечивать доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, к сети Интернет, предоставлять возможность оперативного обмена информацией м отечественными образовательными учреждениями и организациями. - При допуске к ГИА считать необходимым условием предоставление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций. В том числе, отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальностям, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
Структурно-содержательная особенность реализации междисциплинарных курсов (МДК) ОПОП состоит в том, что в рамках одного курса органически должны быть соединены: - Теоретическая часть (лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, комбинированные занятия); - Прикладная или практическая часть (занятия по применению знаний, деловые и ролевые игры, практикумы в лабораториях, учебные занятия в мастерских, учебная практика на предприятиях); - Самостоятельная работа (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, введение портфолио); - Консультации.
Методические особенности ведения МДК предполагают контекстный подход, в рамках которого предусматриваются: - Трактовка любой ситуации жизнедеятельности обучающегося как педагогического средства в способности ориентации в проблеме, которая создается естественным ходом событий; - Моделирование целостного предметного содержания деятельности (по возможности часто приближенной к профессиональной) по созданию совместно с обучающимися и в виде игровых, обучающих, имитационных, досуговых форм; - Такое проектирование деятельности, чтобы ее участники оказывались исполнителями различных профессиональных ролей; - Вовлечение обучающихся в полной цикл жизнедеятельности с тем, чтобы самоопределяющийся человек четко отслеживал этапы этого цикла и мог в деятельности самостоятельно, без руководства извне, использовать этот цикл в жизни; - Более широкое использование педагогической технологии организации проектной (проектно-исследовательской) деятельности обучающихся.
Образовательный процесс представлен как система различных типов учебных и учебно- производственных проектов: индивидуальных и групповых; информационных, исследовательских, практико-ориентированных, творческих; краткосрочных и более или менее долгосрочных. Ориентация на проектную деятельность обучающихся предполагает, в значительной степени, организацию учебной деятельности как самодеятельности. Необходим системный подход к организации самостоятельной работы.
Основным требованиям, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание.