(греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) -вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения ( дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно- коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.
дошкольный возраст Специальные ясли-сады Специальные детские сады Дошкольные детские дома Дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах Специальные группы в детских садах общего типа Логопедические пункты при образовательных учреждениях Специальные ясли-сады Специальные детские сады Дошкольные детские дома Дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах Специальные группы в детских садах общего типа Логопедические пункты при образовательных учреждениях школьный возраст Школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи ( школы V вида) Логопедические пункты при общеобразовательных школах Школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи ( школы V вида) Логопедические пункты при общеобразовательных школах
Логопедические кабинеты при детских поликлиниках Специализированные ясли для детей с нарушениями речи Специализированные дома ребёнка Детские психоневрологические больницы Детские психоневрологические санатории Полустационары Летние лагеря-санатории Логопедические кабинеты при детских поликлиниках Специализированные ясли для детей с нарушениями речи Специализированные дома ребёнка Детские психоневрологические больницы Детские психоневрологические санатории Полустационары Летние лагеря-санатории
Приказ Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. 311 "Об утверждении клинического руководства "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств". С целью повышения эффективности диагностики и лечения больных с психическими и поведенческими расстройствами с учетом современных подходов к тактике ведения больных и унификации оптимальных режимов лечебно-диагностического процесса, приказываю: 1. Утвердить клиническое руководство "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств" (приложение).приложение 2. Руководителям органов управления здравоохранением Российской Федерации организовать работу подведомственных учреждений и подразделений в соответствии с клиническим руководством "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств". 3. Руководителям территориальных лицензионно-аккредитационных органов при проведении сертификации и лицензирования медицинской деятельности руководствоваться указанными моделями диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств. 4. Департаменту организации медицинской помощи населению (Карпеев А.А.) оказывать методическую помощь органам и учреждениям здравоохранения по внедрению в их работу клинического руководства. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И. Министр Ю.Л.Шевченко
F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции Характеристика состояния Данная группа расстройств речи представлена нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер. В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе - "косноязычие". Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Различают функциональную и механическую дислалию. К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков. Этиология дислалии включает биологические и социальные факторы: минимальная мозговая дисфункция, соматическая ослабленность ребенка, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи и т.п. Механическая дислалия - нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильные прикусы - прогения, прогнатия, "толстый" язык, короткая уздечка и т.д.). По степени тяжести, а следовательно и числу нарушенных звуков речи, различают простую и сложную дислалию. Условия лечения Медико-педагогическая коррекция проводится в амбулаторно-поликлинических условиях или в условиях специализированного детского учреждения. Перечень необходимых обследований - логопед; - невролог; - педиатр; - психиатр; - психолог. Дополнительные исследования: - психотерапевт; - ортодонт; - ЭЭГ; - Эхо-ЭГ. Принципы терапии Курс коррекционных занятий предполагает: - логопедические занятия, курс занятий. Желательно начинать с индивидуальных занятий с последующими занятиями в группе по автоматизации звуков. - логоритмика (по показаниям); - массаж, ЛФК (по показаниям); - психиатрическое и неврологическое лечение (по показаниям). Длительность лечения До достижения результата. Ожидаемые результаты лечения Коррекция звукопроизношения, автоматизация звуков и их употребление в спонтанной речи, расширение словарного запаса.