Автор : Калинина Алина, ученица 10 А класса МОУ « СОШ р. п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области » Руководитель : Кучмина Н. В., учитель русского языка и литературы. Конкурс презентаций «Великие люди России» Номинация: «Великие писатели, литераторы, философы» Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su
Александр Николаевич Островский (31 марта (12 апреля ) (14) июня 1886) русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член - корреспондент Петербургской Академии наук.
Биография Творчество Эпилог Путеводитель
Александр Николаевич Островский родился в Москве на Малой Ордынке. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Дом - музей А. Н. Островского в Замоскворечье ( Малая Ордынка )
Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 году гимназический курс в 1- й Московской гимназии ( поступил в 1835), Островский поступает на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось, потому что он поссорился с одним из преподавателей ( учился до 1843). Московский Университет 1-ая Московская гимназия
Служба 1843 год – служба в Московском совестном суде год – перешёл на службу в Коммерческий суд.
В начале х гг – сотрудник журнала « Москвитянин » В конце х гг – один из авторов журнала « Современник » В 1866 г – публикует свои пьесы в журнале « Отечественные записки » Сотрудничество с журналами
Литературную известность Островскому принесла комедия « Свои люди сочтемся !» ( первоначальное название « Банкрот »), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось « начальству »; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I ( надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861 году.
В 1859 году, в издании графа Г. А. Кушелева - Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя « темного царства ». В 1860 году в печати появилась « Гроза », как раз и вызвавшая статью Добролюбова (« Луч света в темном царстве »). Со второй половины х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.
В пьесе « Гроза » Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в е годы, проблему смены общественных устоев. Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль темного царства, она признается в своем поступке всенародно, на бульваре. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством, бросая вызов «тёмному царству».
Пьеса - сказка « Снегурочка » Самое поэтичное произведение русской драматургии, основанное на русских народных сказках. Пьеса вдохновила двух композиторов : Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского - Корсакова на создание чудесной музыки. В.М.Васнецов. Снегурочка.
Лес Островский очень любил актеров, высоко ценил их душевное благородство и возвышенный образ мыслей. Главные герои пьесы « Лес » актеры Несчастливцев и Счастливцев, трагик и комик. Они лицедеи, « комедианты ». Но именно им, а точнее, Геннадию Несчастливцеву, свойственны высокие душевные порывы, сострадание, чувство справедливости.
Бесприданница Острая психологическая драма, « Бесприданница » характеризуется тем, что в ней, как в « Грозе », чувствуется крайнее противостояние героини и среды. Ларисе Огудаловой свойственны стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость. Мотив торговли охватывает всех героев - мужчин. Брошенная Паратовым, она узнает об этом, принимая решение стать « очень дорогой вещью ». Смерть Ларисы среди праздничного шума, под пение цыган поражает своей « художнической дерзостью ». Лариса смягчена и успокоена. Она всех прощает, а Карандышева благодарит за освобождение от глубокой боли, которую принесла ей любовь к Паратову.
Многие пьесы А. Н. Островского экранизированы. Это и « Гроза », и « Свои люди - сочтёмся », и « Бесприданница ».« Бесприданница ».
Скончался А. Н. Островский 2 июня 1886 года, похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо - Бережки Костромской области. Рядом с ним похоронена его супруга, актриса Малого театра М. В. Островская и его дочь. После смерти писателя Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.
Мемориальный дом-музей А.Н. Островского в Щелыкове. Здесь Александр Николаевич проводил каждое лето. В этом доме Островским было написано девятнадцать пьес.
27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому ( скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков ).
А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто « Колумбом Замоскворечья », как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя. А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто « Колумбом Замоскворечья », как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены это примета истинно народного писателя.
Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться Театром Островского. Из письма И. А. Гончарова
jpg Источники иллюстраций
les/ les/ аудио и видео : %D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1 %81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BD %D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA %D0%B0/#play %D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1 %81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BD %D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA %D0%B0/#play Источники информации :